Премия Рунета-2020
Севастополь
+13°
Boom metrics
Интересное19 июня 2020 8:20

Севастопольскому паруснику «Херсонес» вернули «Альбатроса»

Награда заняла свое законное место
Фрегат «Херсонес» с 2016 года базируется в Севастополе

Фрегат «Херсонес» с 2016 года базируется в Севастополе

Фото: Юрий ЮГАНСОН

В Севастополе парусник «Херсонес» известен, наверное, каждому. Стоит знаменитое учебное судно недалеко от Uрафской пристани. И туристы, и горожане, конечно же, его ценят за величественный и торжественный вид.

В этом году нос (а точнее, форштевень) «Херсонеса» украсила золотая птица – расправивший крылья альбатрос.

Форштевень парусника украшает альбатрос

Форштевень парусника украшает альбатрос

Фото: Юрий ЮГАНСОН

Альбатрос символизирует долгий парящий полет без видимых усилий. Также бытует поверье, что в этих крупных морских птиц вселяются души утонувших моряков.

У золотого альбатроса на паруснике «Херсонес» особая история, которая началась в далеком 1997 году.

Награда за мыс Горн

Трехмачтовый фрегат был построен в 1989 году в Польше.

В 1997 году парусник при выключенных двигателях, используя только силу ветра, обогнул мыс Горн. Переход длился почти пятеро суток и прошел успешно благодаря слаженной работе команды. За это достижение Чилийская судоходная ассоциация вручила судну диплом о прохождении мыса Горн, и присвоила капитану «Херсонеса» Михаилу Сухине почетное звание «Альбатрос». До «Херсонеса» такой переход удался советскому барку «Памир» в 1949 году, а после – никому.

«Кладбище кораблей»

Обогнуть мыс Горн под парусами – та еще задачка. Расположен он на острове Горн в проливе Дрейка, разделяющем Южную Америку и Антарктиду.

До того, как в 1914 году по Панамскому каналу начали курсировать морские суда, мореплаватели вынуждены были огибать мыс Горн, направляясь из Тихого океана в Атлантический, и путь этот был полон опасностей.

Карта, которую подписали все члены экипажа после того, как судно обогнуло мыс Горн

Карта, которую подписали все члены экипажа после того, как судно обогнуло мыс Горн

Фото: Юрий ЮГАНСОН

В проливе Дрейка почти все время сильные ветра, возникают циклонические вихри, дожди идут по 280 дней в году, часто случаются ураганы. На материковой отмели в проливе Дрейка образуются волны высотой до 18 метров. Поскольку рядом Антарктида, судам также угрожают айсберги. Здешний климат считается худшим на Земле. По оценкам ученых в этом районе погибло более 1000 кораблей.

Раньше моряк, обогнувший мыс Горн, имел почетное право вставить в ухо серьгу. В настоящее время капитан парусника становится «Альбатросом».

Паруснику вернули награду

— Фигурка альбатроса была изготовлена и установлена на форштевне «Херсонеса» еще в конце 90-х годов. Однако позже, в ходе ремонта, ее сняли. В 2020 году решено было вернуть Херсонесу «награду», и деревянного альбатроса воссоздали по сохранившемуся образцу, - рассказал севастопольский фотограф и большой знаток парусника Юрий Югансон.

В 2003 году «Херсонес» под парусами также обогнул мыс Доброй надежды, что также считается «Высшим пилотажем.

Капитану судна Михаилу Сухине вручили фигурку альбатроса

Капитану судна Михаилу Сухине вручили фигурку альбатроса

Фото: Юрий ЮГАНСОН

Однако вскоре для героического парусника настали не лучшие времена: с 2006 по 2015 год он находился на вынужденной стоянке в порту Керчь, и за это время пришел в негодность. Затем «Херсонес» передали ФГУП «Росморпорт» и отремонтировали на судоверфи «Звездочка». В 2016 году на обновленном фрегате торжественно подняли паруса.

На борту «Херсонеса», под руководством капитана Александра Онищенко, будущие моряки изо всех уголков страны проходят практику и овладевают тонкостями судовождения. Это не так просто, как может показаться, ведь все 26 парусов фрегата управляются исключительно вручную.

Из последнего недолгого рейса парусник «Херсонес» вернулся в город в День Победы. На его носу уже красовался золотой альбатрос, парящий над морской гладью.

Справка КП-Севастополь

Трехмачтовый фрегат «Херсонес» первоначально носил название «Александр Грин», позже, в честь 1000-летия крещения Руси был переименован. Спуск судна на воду состоялся 10 июня 1988 года. С 1991 по 2006 год портом приписки фрегата была Керчь.

В 2015 году судно ремонтировали в севастопольской «Звездочке» - заменили грот-мачту, оборудование камбуза, установили новое навигационное оборудование.

Полное водоизмещение - 2897 тонн, длина - 108,6 м ширина - 14 м. Всего на фрегате 26 парусов общей площадью 2770 кв. м. Максимальная скорость хода - 12 узлов.

На судне - 44 члена экипажа, на борт возможно принять 76 практикантов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как немецкий штаб превратился в фундамент памятника матросу и кто «поцарапал» нос героя Крымской войны?

Какие тайны и загадки скрывает самое известное кладбище России (подробности)