Происшествия

«Круга не было, жилет не надела»: почему бизнесмену не удалось спасти тонущую в Черном море девушку?

«КП»-Севастополь» восстановила хронологию морской прогулки, на которую отправилась и уже не вернулась 20-летняя студентка из Челябинска
Катер Петра Шапиро, прибитый к берегу в нескольких километрах от поселка Кача. Фото: Владимир Мокану

Катер Петра Шапиро, прибитый к берегу в нескольких километрах от поселка Кача. Фото: Владимир Мокану

Богатый капитан и пассажирка

29 сентября в Севастополе появились объявления о пропаже студентки 1 курса факультета лингвистики СеВГУ Лилии Берулиной: «предположительно была с мужчиной лет 30-40, предположительно на морской прогулке» — говорилось в них. «Закружилась девочка на яхте или катере, такое бывает», — писали в соцсетях обыватели…

Лилия приехала из Челябинска. В школе училась отлично, мечтала заниматься филологией. Родных в Севастополе не было, подругами тоже обзавестись не успела. А вот состоятельный друг появился.

— Лилия очень хорошая девочка, она у меня стобалльница, - плакала по телефону мама девушки Гульнара Бирулина, с которой связалась «Комсомолка» (на тот момент Гульнара еще была в Челябинске). – Знаю, что дочь дружила с молодым человеком - его зовут Петр Шапиро. Сколько ему лет, она мне не говорила. Они познакомились недавно. А в тот день вышли вместе в море на яхте. Как я поняла, что-то пошло не так. Петр мне позвонил, говорил, что они оба оказались за бортом, а яхту унесло в море... Петр рассказал, что сам еле-еле вплавь добрался до берега, пытался спасти Лилию, но не смог…

43-летний Петр Шапиро – бизнесмен. Родился в Москве. В 1997 г. закончил МГОУ (Московский Государственный Открытый Университет). Получил диплом инженера. С 1998 г. работал главным инженером компании «ЭнергоРемСтрой», где руководил проектами строительства социально значимых объектов Москвы и Подмосковья.

«Нет тела, но есть дело!»

5 октября следственный комитет России по Республике Крым и городу Севастополю возбудил уголовное дело по факту исчезновения Лилии по статье «Убийство». Так всегда поступают следователи, когда речь идет о пропаже человека. Но Севастополь спокойный город, а тут — молодая, красивая. Да могла повздорить со спутником, вот он ее и за борт. Даже если не так, то финал известен – он живой, а ее никто найти не может.

Поведение самого Шапиро казалось странным. Когда его задержали, он отказался давать показания. А спустя трое суток следком сообщил:

— После исследования на полиграфе доказано — в отношении Берулиной не было предпринято никаких насильственных действий.

В результате нарушения норм и правил судовождения капитаном судна сложились такие обстоятельства, при которых терпящей бедствие в воде девушке не была оказана своевременная помощь, не были приняты меры к ее спасению.

Но ответа так и нет: какие правила нарушил Шапиро и почему не спас Лилию?

«Состоятельные» причалы

«Омега» — культовое место в Севастополе. Рядом большой парк, линейка пляжей и островки пирсов, где стоят в ожидании выхода в море «глянцевые» катера и яхты. На одном из таких пирсов под названием «РЛК «Дельфин» в бухте Круглая и швартовал свой катер московский бизнесмен.

На этом причале Петр Шапиро со своим катером появился 2 сентября 2020 года

На этом причале Петр Шапиро со своим катером появился 2 сентября 2020 года

Фото: Александр Курбаткин

— Вы по поводу Шапиро? - лениво переспросили нас работники, — все вопросы к нашему председателю кооператива Владимиру Мокану.

64-летний Мокану в прошлом моряк, как вышел на пенсию, решил не расставаться с любимым делом и организовал кооператив. Год шел за годом, и на причале появилось 50 яхт и катеров…

— Петра я хорошо знаю. 2 сентября он появился у нас и поставил на прикол свой катер… Вот же он, — Владимир провел к тележке, на которой находилось небольшое суденышко Quicksilver 540. Подвесной мотор в песке и иле… На обшивке вмятины…

Владимир Мокану был первым, кто узнал о том, что Лилия Бирулина утонула в море

Владимир Мокану был первым, кто узнал о том, что Лилия Бирулина утонула в море

Фото: Александр Курбаткин

А вообще с виду его катер - «морская малолитражка» . Длина Quicksilver 540 всего 5,55 метра, а ширина 2,46. Сиденье рулевого, открывающийся на палубу люк. Максимальная вместимость 6 человек…

— Говорят, что у катера пробоина есть и она появилась до выхода в море, — интересуемся мы у Владимира.

— Я вам так скажу: катер до выхода в море был в полном порядке. Более того, все спасательные предметы у Шапиро были в наличии.

— И спасательный круг? Только ленивый сейчас не пишет: «Мог бы бросить девчонке круг или жилет!»

— По инструкции ГИМС круг на борту такого судна не положен… Есть только пресловутое кольцо с веревкой в 15 метров. Его необходимо бросать в воду, если человек за бортом. Приспособление плохое. Руки бы оторвать тем, кто это придумал, но правила есть правила. Кольцо проходит по всем стандартам и заменяет круг, — ругается председатель и добавляет. — У Шапиро на борту имелась станция радиосвязи УКВ. Она должна была быть настроена на 16-й международный канал, но ее капитан не включил. Временной заменой служила сотовая связь, ракетница, буи.

— Как появилась пробоина?

— Она образовалась, когда катер вынесло на берег. Вот смотрите, — показывает фотографию. — Видите камни. На них катер и напоролся. Когда мы обнаружили судно в 30 километрах от пирса, оно на треть было в воде. Буксировали уже с креном на правый борт…Что касается размеров, то она не больше метра и расположена под килем.

Пробоину, которую обнаружили на катере, судно получило в тот момент, когда его волной выкинуло на берег

Пробоину, которую обнаружили на катере, судно получило в тот момент, когда его волной выкинуло на берег

Фото: Александр Курбаткин

«Нам обещали не шторм, а дождь!»

Пока идем с пирса в небольшой командный пункт, спрашиваем о погоде. Грешим на то, что читали: «В Севастополе 29 сентября был шторм!». Только сумасшедший мог выйти в море.

— Вранье! У нас есть письмо от ГИМС (государственной инспекции по маломерным судам – прим. автора), в нем написано: «ночью и утром с 29 на 30 сентября в городе Севастополе ожидается очень сильный дождь. Количество осадков достигнет 30 мм в течение 12 часов». Но речь-то шла о ночном времени суток. А днем 29 сентября ветер был 2-3 м/с. Волнение моря ноль. После проверки их выпустили в море, — говорит Владимир Мокану.

Вот и запись вахтенном журнале :

«Quicksilver покинул причал в 16:20. Пассажиров было двое. Петр Шапиро и Лилия Бирулина. Цель выхода в море – прогулка. Пункт назначения: мыс Херсонес, мыс Лукулл. Техническое состояние судна – исправно. Время возвращения 18:00».

Записи в вахтенном журнале. Причал Шапиро покинул в 16.20

Записи в вахтенном журнале. Причал Шапиро покинул в 16.20

Фото: Александр Курбаткин

В кабинете Владимир раскрывает карту прибрежной полосы Севастополя. На ней карандашом отмечен путь, который из бухты Круглая проделал катер.

Покинув причал, Quicksilver взял курс на внешний рейд. Пройдя порядка 6-8 километров в сторону моря, капитан заглушил мотор и катер лег на дрейф. Шапиро и Лилия наслаждались прогулкой.

В 17:50 Мокану спросил у дежурного, какие суда еще находятся в море. Со слов нашего собеседника, на воде находилось два судна, одним из которых управлял Петр.

— Когда в 18:00 Шапиро не вернулся на пирс, я попросил дежурного звонить ему на телефон. Гудки шли, но трубку никто не брал. Понятное дело, раз мужчина с девушкой ушли в море, может быть всякое. Но вызов шел, значит судно на воде. Забеспокоились мы в 19:15, когда на пирс вернулось другое судно, а его капитан сообщил, что по пути на базу не видел других катеров, — рассказывает Мокану.

Карта, на которой отмечен путь, проделанный катером от бухты Круглая до места происшествия

Карта, на которой отмечен путь, проделанный катером от бухты Круглая до места происшествия

Фото: Александр Курбаткин

В 19.40 сотрудники базы вышли в море искать катер Шапиро.

— Поначалу были в прибрежной зоне, — вспоминает Владимир. — Так как район большой, то смогли охватить 10 км в одну, 6 км в другую от бухты стороны. О происшествии сообщили на погранзаставу и в МЧС. Когда в 21:35 от сотового телефона уже не шли сигналы, обратились в Нахимовское училище Черноморского флота. В 21:50 был подключен трафик контроль (слежение за судами в реальном времени). За тот вечер мы вышли на три источника сигнала, но это были рыболовные буйки. Разослали по другим пирсам фотографию и описание Петра…

На часах 22:30. Никаких зацепок, никакого катера, на горизонте ничего. В 22:45 на пирс «Дельфин» позвонили дежурные нефтяного терминала, расположенного в соседней Камышовой бухте: «На берег вышел человек».

Выплыл абсолютно голым

— Я схватил ксерокопии документов Петра, сел в машину и поехал к терминалу. Где-то в 23:00 был на месте. Пока оформляли документы, на КПП подъехала карета скорой помощи, как я понял, врачей вызвали дежурные нефтебазы. С ними я доехал до помещения, где и встретил Петра, — рассказывает Владимир.

— Каким вы его увидели?

— Он был завернут в лоскут синего военного одеяла, а на спину ему наброшена куртка. Глаза неподвижны. Никаким спиртным от него не пахло. Я подошел к нему и задал вопрос: «Где девушка? Она жива?». Он ответил, что нет. Тогда я спросил: «Петя, что случилось?». Ответом мне было: «Все произошло так, как вы сказали»… Потом его забрали врачи.

— Что значат его слова?

—Права получил в 2019 году. Он хорошо знает Москва-реку. В этом году, можно сказать, состоялся его дебют. Всего выходов в море у него было 11. Два из них с Лилией. Другие — с другими девушками и приятелями. Напомню, что к нам он приехал только 2 сентября. До его первого выхода в море, да и потом еще несколько раз, я проводил с ним инструктаж, что можно делать, а что нельзя. Как купаться в море, как вести себя на воде. Что может произойти, если нарушить технику безопасности.

Документы на право управления катером Шапиро получил 31 июля 2019 года

Документы на право управления катером Шапиро получил 31 июля 2019 года

Фото: Александр Курбаткин

— После осмотра врачи увезли его в больницу?

— Да. В первую городскую. Меня попросили привезти ему одежду, так как он был совершенно голым. Когда мы ехали на скорой до КПП, я спросил:

— А где твоя одежда?

— Я плыл, и все бросил в море, — ответил он.

— Сколько ты плыл?

— Четыре часа!

— А что случилось потом?

— В больнице его не оставили. Осмотрели и отпустили. Паспорт, ключи от квартиры, которую он снимал, уплыли на катере, Петр остался ночевать у нас на базе. Там он и рассказал мне, что случилось на катере в тот момент, когда они должны были следовать курсом на пирс.

6777 метров по морю к берегу

В 17:50 Шапиро сказал своей спутнице, что пора возвращаться. Лилия, зная о том, что 30 сентября улетает в Москву, предложила Петру искупаться. Но хозяин катера сказал, что простудился. Петр решил взять спасательный жилет для девушки.

— И тут я смотрю, она солдатиком прыгнула в воду. Задержался. 30 секунд прошло, а ее все нет. Не раздумывая, прыгнул за ней. Нашел. Она стояла неподвижно столбиком на глубине двух метров. Подхватил под правую руку, начал тянуть, не получается. Подхватил под грудь, чтобы поднять, тоже не получилось. И тут с нее вышел воздух. Сам стал захлебываться. Всплыл на поверхность, а катер уже далеко. Догнать его не смог. Я увидел вдалеке свет и поплыл на него. Сколько времени прошло, не знаю. Сил не было. Снял всю одежду, но все равно было тяжело, — рассказывал Шапиро Владимиру.

Спасательное кольцо с линем. Именно оно заменяет спасательный круг

Спасательное кольцо с линем. Именно оно заменяет спасательный круг

Фото: Александр Курбаткин

Если верить последним данным, которые указывали на место, где катер в последний раз сменил курс, то плыл Шапиро 4 часа 50 минут.

— Это 6777 метров, — говорит Владимир, показывая на карте путь, который проделал бизнесмен. Шапиро мне рассказывал, что плыл на спине – экономил силы… Что случилось с Лилией? Я не врач, но возможно, произошла резкая остановка сердца от перепада температур. С такими случаями я сталкивался… Шапиро еще мне говорил, что у них была просто была романтическая прогулка.

— А почему он не смог её вытащить из воды?

— Он не знал, как это сделать… Моя теория оказалась слабее его практики... Вы посмотрите, какой у нее длинный волос. Да намотай на руку и плыви с ней до берега. Когда воздух из тела вышел, девушка пошла на дно. Ныряй — не найдешь. Его большой ошибкой было то, что не бросил якорь. В том месте глубина 65 метров, а веревка с якорем 100. Сбросил бы, времени на то, чтобы вытащить тело, оказалось бы больше. Но это уже дело следователей. А по-человечески жаль молодую девушку и неопытного капитана.

Когда катер буксировали назад в бухту Круглую, он был частично заполнен водой и имел крен на правый борт Фото:Владимир Мокану

Когда катер буксировали назад в бухту Круглую, он был частично заполнен водой и имел крен на правый борт Фото:Владимир Мокану

P.S.

Так или иначе, в настоящий момент решается вопрос о возбуждении еще одного уголовного дела по 263 статье УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека». Поиски Лилии Бирулиной продолжаются. Шапиро помещен под домашний арест.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Не знаю, какую роль он сыграл в ее судьбе»: в Крыму студентка уехала кататься на яхте с бизнесменом и пропала

Мама девушки рассказала, с кем была её дочь в день исчезновения (подробности)

В Севастополе задержан спутник пропавшей студентки

В ходе расследования обстоятельств исчезновения девушки у следствия возникли вопросы к ее приятелю (подробности)

В Севастополе продолжаются поиски пропавшей студентки

Спутник девушки, задержанный после ее безвестного исчезновения, задержан и отказывается от показаний (подробности)

Российскому бизнесмену, подозреваемому в исчезновении студентки из Севастополя, продлили срок задержания

СК продолжает расследование по факту пропажи девушки во время морской прогулки на яхте (подробности)

Не стал спасать: спутник пропавшей в Крыму студентки дал признательные показания

Девушка утонула во время морской прогулки на катере (подробности)