Общество14 сентября 2021 14:00

«Бизнес на аренде полок»: как в Севастополе открывался первый «хостел» для мастеров handmade

Севастопольские сувениры ручной работы пользуются популярностью у туристов
Ассортимент на 80% состоит из предметов изготавливаемых севастопольскими мастерами, еще 20% сопутствующие предметы, чтобы выручка была и аренду не пришлось поднимать

Ассортимент на 80% состоит из предметов изготавливаемых севастопольскими мастерами, еще 20% сопутствующие предметы, чтобы выручка была и аренду не пришлось поднимать

Центр Севастополя. Улица Большая Морская. На расстоянии нескольких кварталов друг от друга находятся два магазинчика-барахолки с вывеской «Твоя Полка». Интригующее название на 100% соответствует интерьеру. В качестве витрин используются самые обычные полки. А вот их содержание – уже другой разговор. Чего только нет: крафтовое мыло, куклы, ювелирные украшения из серебра и эпоксидной смолы, блокноты и скетчбуки с обложками из натуральной кожи, открытки с котиками и медальоны в виде больших кошачьих глаз.

Тот самый знаменитый севастопольский «Кисюк». Творение рук Жанны Козачук

Тот самый знаменитый севастопольский «Кисюк». Творение рук Жанны Козачук

- Таких больше нигде не увидите. Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Хорошая полка, – говорит владелица магазина, Юлия, указывая на причудливые броши в стиле спим-панк.

«Полки» для нее не просто мебель. Это люди, друзья, знакомые. За каждым арендным местом своя история, свой долгий путь к успеху и узнаваемости бренда. Магазин не исключение. История тоже имеется.

- У меня диплом экономиста, но по специальности я не работала. Максимум, на что меня хватало, – это полтора года, потом становилось скучно, постоянно тянуло в творчество, – признается Юлия.

Реализовывать себя девушка начала с оформления различных праздников и мероприятий воздушными шарами. Посвятив этому делу без малого два года, переключилась на шитье игрушек.

- В основном это были тряпичные куклы. Продавала их на городских ярмарках, размещала посты в социальных сетях, в общем, добилась того, к чему стремилась, – оказалась в творческой среде. Очень много общалась с коллегами по цеху. Об открытии магазина даже не думала. Все изменил случай…

Объявление в сети

Случай, о котором говорит Юлия, оказался довольно банальным: девушка наткнулась на объявление в Интернете, что некий магазин из Брянска готов работать на условиях франчайзинга.

- Первая «Твоя полка» открылась в Брянске еще в 2014 году. Ее основали муж и жена, Вадим и Анна Балашовы. Не скажу, что проект единственный в своем роде, таких много, но что касается сети магазинов, ребята явно опередили конкурентов. Ознакомившись с требованиями и условиями, я поняла: если в ближайшие несколько минут я не отправлю заявку, это сделает кто-то другой – и момент будет упущен, – говорит Юлия.

Учиться ведению бизнеса на чьем-то примере не было возможности. За плечами только экономический факультет и диплом, пылящийся где-то шкафу…

Юлия с друзьями на открытии своего первого магазина на Большой Морской 6

Юлия с друзьями на открытии своего первого магазина на Большой Морской 6

- «Твоя полка» оказалась примером очень хорошей франшизы. Вадим и Анна не просто ведут бизнес, они по-настоящему влюблены в свое дело и делают его качественно. Когда в 2018 году, на Большой Морской, 23, мы открывали первый магазин, они 24 часа в день были на связи. Инструкция была на каждый случай: что делать, куда пойти, как решать проблемы, где искать арендаторов и так далее. Сейчас, спустя три года, могу сказать, что чуйка меня не подвела. Туристам, да и севастопольцам, магазинчик понравился. Даже зимой мы не работаем в минус.

«Знал бы прикуп…»

Принцип работы магазина довольно прост. Вы арендуете полку за небольшую плату и выставляете товар на продажу, а все остальное (реклама, ведение учета, оформление чеков, работа с банками и т.п.) за вас делают сотрудники магазина. Как правило, полки арендуют мастера handmade, начинающие предприниматели, которые только запускают в производство свою продукцию, и даже обычные жители города, которые хотели бы продать винтажные или коллекционные вещи. Получается такой «хостел» для работ мастеров. Вместо койки-места – собственная полочка.

- У нас все официально. Перед тем, как сдать полку в аренду, мы заключаем договор. Стоимость составляет от 200 до 350 рублей за место, в зависимости от расположения. Минимальный срок аренды – четыре недели.

- А почему не меньше?

- Спрос – штука странная и непостоянная. Бывает так, что товар простоял неделю – и ничего не продалось. Мастер разочаровывается и уходит, забирая товар. Спустя какое-то время приходит покупатель, который ранее на этой полке что-то себе присмотрел, но не купил сразу. Видя, что нужного ему товара нет, человек расстраивается. Мы расстраиваемся вдвойне, так как потеряли и покупателя, и арендатора. Поэтому четыре недели – оптимальный срок, – поясняет Юлия.

Мужчина разглядывает кукол в подарок дочери

Мужчина разглядывает кукол в подарок дочери

- Бывают еще такие случаи, когда приходит мастер и спрашивает: «Будут ли продаваться, например, мягкие игрушки?» Мы честно признаемся, что никаких прогнозов не делаем. Как говорится: «Знал бы прикуп – жил бы в Сочи». С другой стороны, хотите верьте, хотите нет, все зависит от отношения человека к своему делу. Если он фанат своего дела, если верит в него и не опускает руки, то все получится. Например, из 10 полок с игрушками девять не покупаются, а десятая – рвет все продажи.

Долгий путь к успеху

Есть у Юлии несколько арендаторов, которые с ней либо с самого открытия магазина, либо сотрудничают уже более года. Например, Андрей и Анастасия из творческой группы VOZDUH. Ребята делают украшения из серебра с крымской тематикой.

Севастопольский бренд украшений из серебра VOZDUH

Севастопольский бренд украшений из серебра VOZDUH

- Сейчас у них по две полки в каждом магазине. Их продукция пользуется большой популярностью как у местных жителей, так и у туристов. Мало кто знает, через что они прошли, чтобы стать такими узнаваемыми. – рассказывает Юлия.

Удивленные туристы и устаревший менталитет

Со слов девушки, туристы, приезжающие в Севастополь из столицы, удивляются тому, насколько большой выбор товаров в магазине. Еще больше их удивляют низкие цены.

- Так называемый handmade («сделано руками», если буквально) только набирает обороты в Севастополе. Сейчас наши люди начинают немножечко понимать, что к чему. В той же Европе любая кривулинка, сделанная своими руками, ценится выше крыши, у нас по-другому.

- Как?

- Еще жив советский менталитет, когда что-то созданное руками – это не творчество, а безысходность, попытка подправить свое финансовое состояние или избавиться от дефицита. В наши дни, наоборот, ценят эксклюзив, вещи, которые больше нигде не найдешь. У москвичей, когда они приходят к нам, разбегаются глаза: они удивляются тому, какой богатый ассортимент товаров могут представить севастопольские мастера. Самое частое, что я слышала от туристов: «А у нас это раза в два-три дороже»…

Помимо товаров ручной работы в магазинчике можно прикупить и привычные сувениры с конвейера, также здесь можно найти дешевую бижутерию и даже виниловые пластинки.

- Это дополнительный источник заработка, чтобы не уходить в минус и не повышать цену аренды полок, которая напрямую зависит от рентабельности магазина. Так как я сама продавала своих кукол на ярмарках, то прекрасно понимаю, насколько трудно в Севастополе найти место для реализации.

Глас самозанятых

Юрий, мастер кожевник:

- Я занимаюсь созданием изделий из натуральной кожи уже шесть лет. В основном это обложки для блокнотов, портмоне, монетницы, браслеты. Мастерству обучался по роликам на You-Tube, после нескольких месяцев неудач и испорченного материала дело пошло. В Севастополе было трудно найти место для продажи: когда обращался в торговые центры или в тематические магазины, слышал одни и те же отказы: «У нас свои поставщики, нам неинтересно». С «Твоей полкой» сотрудничаю уже больше года. Думаю, городу нужно больше мест, где творческие люди могли бы реализовывать себя.

Михаил, создатель игрушек на 3D-принтере:

- Ну что могу сказать, магазин достаточно необычный, в нем люди реализуют себя с творческой стороны. Что касается работников – очень приятные люди. Еще ни разу не ссорились.

Жанна, дизайнер-график:

- С магазином я сотрудничаю уже несколько лет, практически с момента его основания. Очень нравится отношение сотрудников к моим работам. Не было такого, чтобы меня, да и других мастеров, чем-то обидели. В летний сезон продажи идут очень хорошо, зимой темп спадает, все-таки мы курортный город. Когда прихожу пополнять свою полку, обязательно смотрю, что нового в магазине, порой покупаю домой работы других авторов. Очень рада, что в городе есть такое место.