Общество9 июля 2021 11:40

Теплоход Армения в Севастополе нашел свой причал

В городе-герое появится памятник погибшим на санитарном теплоходе в годы войны
Главный фасад памятника выполнен в форме носа корабля, увенчанного памятной надписью «Армения»

Главный фасад памятника выполнен в форме носа корабля, увенчанного памятной надписью «Армения»

- Неужели в городе мало памятников, - сказал мне знакомый, выслушав историю о том, что на Павловском мысе откроют монумент, посвященный погибшим в годы войны пассажирам теплохода «Армения».

- А ты хоть знаешь, что это было за судно? - спросил я приятеля, уже начиная злиться.

- Нет, - сознался Андрей. - А что, очень важное?

- Важное. Но почему-то забытое. Сейчас над его историей работаю специалисты Русского географического общества. В конце мая с глубины подняли судовой колокол. А вообще во время трагедии погибло более четырех с половиной тысяч человек. И разве это не повод увековечить память погибших?

Для военных нет ничего невозможного

Открытие монумента запланировано на 7 ноября. В этот день исполнится 80 лет с момента трагедии. Учитывая, что сам проект был представлен только в июне, впереди предстоит большая работа. Но с учетом того, что за дело берутся военные, можно быть спокойным: открытие монумента не будет сорвано.

Место для памятника выбрали символическое - Павловский мыс, где сейчас находится госпиталь Черноморского флота. Именно оттуда в ноябре 1941 года теплоход отправился в свой последний рейс. Возвращаясь к проекту, стоит сказать, что в конкурсе эскизов принимали участие 11 скульпторов из Севастополя, Москвы и Московской области. Победил проект столичной Студии военных художников имени Грекова.

Две стороны одной медали

В любом памятнике важна не только его художественная ценность, но и концепция, заложенная в скульптуру. К примеру, недавно открывшийся в Карантинной бухте памятник Примирения - это не просто колонна с золотой женщиной и двумя солдатами, а Россия-мать, примиряющая своих сыновей: красноармейца и белогвардейца. В случае с «Арменией» монумент представляет собой развернутый в сторону моря фрагмент носовой части корабля.

Вид памятника с суши. Чайки олицетворяют души погибших пассажиров

Вид памятника с суши. Чайки олицетворяют души погибших пассажиров

- Основная идея - показать трагедию и символичность, наполнить памятник максимальным количеством смыслов. С моря будет хорошо заметен силуэт носа корабля, который, разрезая волны, уходит в последний путь. С обратной стороны мы увидим взлетающих чаек, которые символизируют души погибших. А под ними - вещи погибших: морской бинокль, фуражка, шинель, кортик, медицинская военная сумка, архивные документы, игрушки, - рассказал «Комсомолке» один из авторов проекта скульптор Алексей Чебаненко. Он также отметил, что благодаря такой идее монумент должен выгодно смотреться со всех сторон - как с моря, так и с берега.

Скульптурную часть памятника предполагается отлить из бронзы. В качестве постамента используют существующий парапет из каменной кладки. Высота монумента составит 2,9 метра, а ширина 1,7. Также на стене парапета напишут имена погибших. Уже известны данные более 300 пассажиров.

«Закрытый показ»

Территория Павловского мыса - закрытая.

Здесь расположен военный госпиталь, и любой человек с улицы может и не увидеть этот памятник. Однако, по словам директора музея «35-я береговая батарея» Валерия Володина, монумент можно будет рассмотреть с проходящих мимо пассажирских и туристических катеров. В свою очередь заместитель командующего Черноморским флотом капитан первого ранга Андрей Палий пояснил, что севастопольцы смогут увидеть скульптуру во время памятных мероприятий, которые будут проходить на территории госпиталя.

Панорама Павловского мыса с моря

Панорама Павловского мыса с моря

Учитывая отношения некоторых жителей к памятникам, такая отдаленность монумента от общества пойдет только на пользу. Не появятся на бронзовой скульптуре граффити, не будут написаны матерные слова, чайкам никто не обломает крылья, не осквернит память погибших.

Справка «КП»

Товарно-пассажирский теплоход «Армения» был построен в Ленинграде на Балтийском заводе по проекту Центрального бюро по морскому судостроению. Спущен на воду в 1928 году. Теплоход по требованию заказчика (Совторгфлот) имел специфический облик: сплошную двухпалубную надстройку от передней мачты до кормы. До войны «Армения» была круизным теплоходом, выполнявшим рейсы по Черному морю по маршруту Одесса - Батуми - Одесса. Налет немецкой авиации на «Армению» был осуществлен утром 7 ноября 1941 года в 15 морских милях от берега в районе Ялты.