Премия Рунета-2020
Севастополь
+7°
Boom metrics
Экономика25 ноября 2023 13:00

Состояние малого бизнеса и подготовка бюджета

О чем говорили депутаты на очередном заседании Законодательного собрания.
Депутаты и губернатор обсудили проект бюджета на будущий года Источник: пресс-служба Законодательного собрания Севастополя

Депутаты и губернатор обсудили проект бюджета на будущий года Источник: пресс-служба Законодательного собрания Севастополя

О малом бизнесе

Инвестиции в основной капитал в 2022 г. выросли в 2,5 раза, перевозка грузов увеличилась в 1,4 раза, объем выполненных работ в строительстве подрос на 12%. Благодаря этому увеличился внутренний региональный продукт (ВРП): в текущих ценах в 2021 г. он составлял 168,6 млрд руб., а в 2022-м - уже свыше 192 млрд руб.

С таких цифр начал доклад о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Севастополе за 2022 год директор департамента экономического развития Денис Профатилов.

На 1 января 2023 г. в Севастополе работало 23,5 тыс. субъектов МСП, причем индивидуальных предпринимателей примерно в 2 раза больше, чем юридических лиц. Хотя количество экономических агентов по итогам прошлого года сократилось на 1,5%, численность работников в секторе МСП увеличилась почти на 5% - до 49 тыс. человек.

По словам чиновника, растет и средняя заработная плата: в отчетном периоде она достигла 43 тыс. руб. Но в таких сферах, как производство компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования, финансовая и страховая деятельность, размеры зарплат выше в 1,6-2,3 раза.

Директор департамента экономического развития Денис Профатилов Источник: пресс-служба Законодательного собрания Севастополя

Директор департамента экономического развития Денис Профатилов Источник: пресс-служба Законодательного собрания Севастополя

От малого и среднего бизнеса в бюджет Севастополя поступило налогов почти на 9,7 млрд руб., а годом ранее - чуть меньше 8,9 млрд руб. Это результат, в том числе, действия льгот по налогам, снижения арендных ставок, предоставления кредитов и микрозаймов по особым условиям. По информации Профатилова, каждый третий субъект МСП, зарегистрированный и работающий в Севастополе, уже получил какую-либо поддержку от центра «Мой бизнес». А ее объем только в 2022 г. превысил 1,5 млрд руб.

Работу центров, оказывающих помощь МСП, оценили на самом высоком уровне. Так, центр «Мой бизнес» занял первое место в российском рейтинге среди аналогичных организаций. А центр поддержки экспорта стал победителем в номинации «Прорыв года», подчеркнул чиновник.

Неплохая ситуация и в свободной экономической зоне (СЭЗ). Сейчас здесь работает свыше 350 организаций из различных сфер - от сельского хозяйства и промышленности до транспортной и социальной сферы. Общий объем инвестиций, вложенных в 2015-2022 гг. резидентами СЭЗ, превышает 15 млрд руб., а налогов они уплатили более чем на 35 млрд руб. Подсчитано, что по итогам прошлого года каждый четвертый рубль, который попал в консолидированный бюджет города, перечислен участниками СЭЗ.

Профатилов напомнил, что по поручению президента властям Севастополя необходимо привлечь в 2022-2025 гг. инвестиции на общую сумму 200 млрд руб. За прошлый год удалось получить чуть более 56 млрд, и эту работу власти будут активно продолжать, в том числе развивая региональную инвестиционную привлекательность, открывая новые инвестплощадки, увеличивая поддержку бизнеса.

Депутаты порекомендовали директору департамента экономразвития обратить внимание и на крупные предприятия. В частности, интересовались, когда завершится реорганизация и начнется модернизация Севморзавода. По словам Профатилова, документы практически готовы, работники севастопольского филиала переходят в новую организацию. Но сейчас главная задача - сформировать стратегический пакет заказов, чтобы у предприятия была работа. Пока завод выполняет несколько заказов от Черноморского флота и от коммерческих компаний, но нужно его загрузить работой на длительный период.

Рассказал Профатилов и про индустриальный парк. Планировалось, что его введут в эксплуатацию в этом году, но сроки перенесли: теперь завершение работ по подведению коммуникаций запланировано на первый квартал 2024 г. Чиновник заверил, что у правительства есть список потенциальных резидентов и, как только индустриальный парк введут в эксплуатацию, с ними начнется работа по заключению договоров.

Замгубернатора Мария Литовко подтвердила, что составлен реестр потенциальных инвесторов, которые хотели бы зайти в индустриальный парк. Она объяснила, что на первом этапе на аукционах будут предоставлять пустые площадки, к которым подведена необходимая инженерная инфраструктура. Это так называемые гринфилд инвестиции. Помимо них, правительство планирует работать с браунфилд вложениями - когда бизнесу предлагаются небольшие цеха в капитальном объекте для некрупных производств. Какой из вариантов будет более востребованным в Севастополе, пока прогнозировать сложно.

О бюджете

Почти полтора часа депутаты обсуждали проект бюджета Севастополя на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг. Документ представил и.о. директора департамента финансов Алексей Плотников.

И.о. директора департамента финансов Алексей Плотников Источник: пресс-служба Законодательного собрания Севастополя

И.о. директора департамента финансов Алексей Плотников Источник: пресс-служба Законодательного собрания Севастополя

Общий объем прогнозируемых доходов бюджета в 2024 г. составляет около 61,4 млрд руб., расходов - почти 64,7 млрд руб. В итоге дефицит запланирован на уровне 3,3 млрд руб. Это расчеты, которые основаны на базовом варианте развития экономики.

Первоначально правительство планировало взять кредит на покрытие дефицита, но после консультаций с Минфином РФ решило, что правильнее усилить работу по взысканию дебиторской задолженности, повысить эффективность распоряжения городским имуществом.

Многие депутаты обратили внимание, что в представленном документе отдельные статьи расходов, в том числе на социальные нужды, снизились по сравнению с 2023 г. Но Плотников уточнил, что это пока предварительные цифры, которые будут пересмотрены после получения информации о субсидиях из федерального бюджета и бюджета правительства Москвы.

Присутствовавший на заседании губернатор Михаил Развожаев дополнительно разъяснил этот момент. По его словам, к первому чтению правительство представило проект, в котором отразило только собственные доходы города и уже известные суммы безвозмездных поступлений. С учетом этих цифр были запланированы так называемые текущие расходы. Но есть еще средства капитального характера - целевые средства из федерального бюджета и бюджета правительства Москвы, которые выдаются на конкретные задачи. Объем таких средств обычно такой же, как и собственных средств, но распоряжаться ими по собственному усмотрению городские власти не могут, это деньги на строительство социальных объектов и благоустройство. Сколько их будет и когда их перечислят, зависит от успешной реализации утвержденных проектов и программ.

Что касается собственных денег, то за их счет будут выполнены все социальные обязательства перед гражданами. И каждый севастополец, которому положены меры поддержки из регионального бюджета, получит их в полном размере и с учетом намеченной на начало года индексации, пообещал Развожаев. Кроме того, власти заложили денежные средства на выплату компенсаций перевозчикам, чтобы в 2024 году в Севастополе был единый тариф на проезд и в городской, и в сельской местности.

Также губернатор сообщил, что правительство продолжит искать скрытые резервы по наполнению бюджета. Источники дополнительных доходов - вывод бизнеса из тени, штрафы за неправильную парковку и нарушения ПДД, сдача рекламных конструкций в аренду.

По согласованию с прокуратурой и Контрольно-счетной палатой депутаты утвердили проект бюджета на 2024 г. в первом чтении. До 30 ноября будут принимать предложения о поправках, а затем документ снова рассмотрят - в основном, втором, чтении.

Вместе с ним депутаты планируют утвердить во втором чтении и проект бюджета территориального фонда обязательного медстрахования (ТФОМС) на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг. Этот бюджет рассчитывается, исходя из числа граждан, проживающих в Севастополе и получивших полис медстрахования, и подушевого норматива. В следующем году вырастут оба показателя, поэтому доходы и расходы фонда тоже увеличатся - до 8,8 млрд руб.

Директор территориального фонда обязательного медстрахования Татьяна Гроздова Источник: пресс-служба Законодательного собрания Севастополя

Директор территориального фонда обязательного медстрахования Татьяна Гроздова Источник: пресс-служба Законодательного собрания Севастополя

По словам директора ТФОМС Татьяны Гроздовой, почти вся сумма будет предоставлена Федеральным фондом ОМС. Что касается расходов, то основная статья - оплата оказанных населению медуслуг. Помимо этого, фонд планирует оплатить дополнительное профобразование медработников и выделить средства на стимулирующие выплаты персоналу медорганизаций.