Премия Рунета-2020
Севастополь
+13°
Boom metrics
Общество23 марта 2024 13:30

Как в Севастополе потребителю защитить свои права и как в этом может помочь Роспотребнадзор?

На эти вопросы в эфире программы «Севастополь: здесь и сейчас» ответил Александр Швецов, главный специалист-эксперт севастопольского территориального отдела Межрегионального управления Роспотребнадзора по республике Крым и г. Севастополю.
Александр Шевцов

Александр Шевцов

Фото: Андрей Голодюк

- Александр Анатольевич, чем занимается Роспотребнадзор?

- У нас два очень важных вида деятельности. Это государственный федеральный санитарно-эпидемический надзор. Он касается различных инфекций, которые могут навредить человеку (об инфекционных заболеваниях читайте на стр. 23). Специалисты организуют различные мероприятия, которые позволяют защитить здоровье и благополучие граждан на конкретной территории или в целом в стране.

Всем известно, что Роспотребнадзор боролся с коронавирусной инфекцией. Эпидемическая ситуация в Севастополе благополучна на данный момент. Если фиксируются какие-то заболевания, то они носят неглобальный характер.

Профилактика инфекционных заболеваний - это наша основная задача. Специалисты проводят разъяснительную работу, призывают делать прививки, напоминают о мытье рук и других мерах профилактики.

Второе направление - область защиты прав потребителей. Люди покупают товары, пользуются услугами, и нужно, чтобы права граждан были защищены. Если эти права нарушены, мы становимся на защиту.

- Что делать, если человек дома обнаружил, что приобрел некачественные продукты питания, и как может помочь Роспотребнадзор?

- Гражданам лучше всего покупать пищевые продукты в стационарных торговых объектах, у предпринимателей, которые законно ведут свою деятельность. Обходите стороной стихийные рынки, чтобы обезопасить себя.

Также нужно всегда обращать внимание на сроки годности пищевых продуктов и на состав. Если у вас возникают вопросы, лучше от такого товара отказаться.

Если все же вы купили товар, который не отвечает заявленным требованиям, нужно обратиться с претензией к руководству магазина. Претензия может быть как в устной, так и в письменной форме.

ВСегда обращайте внимание на состав и срок годности продукта. Фото: архив "КП"

ВСегда обращайте внимание на состав и срок годности продукта. Фото: архив "КП"

Законопослушный предприниматель отреагирует положительно на вашу претензию, вернет вам деньги или заберет товар, который вызывает сомнения, и заменит его на другой. А если продавец не хочет выполнять ваши законные требования, нужно обращаться к нам в Роспотребнадзор. Наша служба расположена по адресу ул. Коммунистическая, 10.

Специалист поможет составить претензию. Затем вы претензию продавцу вручаете и ждете 10 дней - установленный законом срок. Ну а если вы считаете, что ваши требования законны, а предприниматель не прав, вы имеете право обратиться в суд. Для предпринимателя, который незаконно ведет свою хозяйственную деятельность, существует гражданско-правовая ответственность за то, что он нарушил определенные пункты правил и статьи закона.

Задача Роспотребнадзора - поддержать граждан в их гражданском правовом споре, в их борьбе в суде и дать заключение в защиту прав потребителей.

В качестве доказательства пригодятся фотографии товара. Если вопрос более сложный, требует анализа, конечно, лучше подготовиться, получить доказательства, распечатать документы, товарные чеки.

- Что делать, если вы поняли, что приобрели некачественную одежду и обувь?

- Правительство Российской Федерации утвердило концепцию прослеживаемости товара. «Честный знак» - это национальная система маркировки товаров из разных категорий. Например, это молочная продукция, обувь, меховые изделия, лекарства. Сейчас это 12 наименований. С 1 апреля будет расширен список категорий товаров легкой промышленности.

На упаковке есть код Data Matrix (Дата Матрикс). Это государственная регулируемая система, ее невозможно подделать. Система «Честный знак» позволяет защитить покупателя от контрафактного товара.

Если все-таки вы купили одежду, которая не отвечает заявленным требованиям, то порядок тот же. Подается письменная претензия продавцу. Опять же устно надо попробовать урегулировать спор. Если не понравился товар, не подходит по размеру, у вас есть 14 суток на его возврат. Исключение составляют нательное белье, чулочно-носочные изделия. 14 суток на возврат есть и при покупке обуви.

Если ваши законные требования продавец не удовлетворяет, существует и административная, и гражданско-правовая ответственность. Закон о защите прав потребителей на вашей стороне.

Потребитель, в принципе, незащищенная сторона в правовом отношении. Когда происходит сделка, у него может быть недостаточно информации, недостаточно знаний.

- Что нужно знать при покупке бытовой техники?

- Бытовая техника - это технически сложные товары, стоят они недешево. Обычно у гражданина нет специальных знаний о том, как функционирует тот или иной товар. Поэтому в магазине бытовой техники должен быть продавец-консультант. Он разъяснит, какая это модель, какие у нее функции, электропотребление, кто производитель и так далее. При покупке вы должны потребовать у продавца кассовый чек. А еще к каждому технически сложному товару есть инструкция. Обычно на последней страничке есть печати и подписи продавца о том, что он разъяснил вам, как пользоваться прибором. Также должен быть гарантийный талон, гарантия может быть на год, два, в некоторых случаях и на пять лет.

Просто так сложную бытовую технику вернуть продавцу нельзя. Перед покупкой прибор проверили, вам разъяснили, как им пользоваться. Если все-таки скрытый брак в сложном техническом товаре будет обнаружен либо в течение срока годности техника вышла из строя, то надо обращаться к продавцу с претензией.

Продавец может пойти вам навстречу, сказать: «Да, это действительно брак на заводе, уже не первый случай», и вам вернут деньги. Но может и возразить, что товар был исправен при покупке, а вы его неправильно эксплуатировали, был сбой в электросети и так далее.

Чтобы доказать, что продавец все-таки не прав и изделие некачественное, нужно заказывать техническую экспертизу. Эксперт осмотрит прибор и сможет определить, был ли заводской брак. Вы предъявляете заключение эксперта, претензию, чек об оплате и требуете вернуть деньги. Если и в этом случае продавец отказывается это делать, нужно обратиться в Роспотребнадзор или напрямую в суд.

Если гражданин выигрывает суд, то виновная сторона возмещает все убытки. Нужно отметить, что техническая экспертиза стоит недешево. Перед подачей иска стоит проконсультироваться со специалистом Роспотребнадзора и принять взвешенное решение.

- Почему важно при покупке брать и сохранять чек?

- Чек - это фиксация сделки купли-продажи. Он доказывает, что в такое-то время в таком-то месте между вами и продавцом произошла сделка, пусть цена ее и 50 рублей.

Чек - документ государственного образца.

Если вам чек не выдали либо в чеке не указан полный перечень купленных товаров, это недоведение до потребителя достоверной информации либо обман потребителя. Или же это обсчет. Бывает так: пришел гражданин в магазин, цена товара на полке 99 рублей, а на кассе и в чеке 200 рублей. Это тоже нарушение. Вы вправе потребовать продать вам товар по цене, указанной в торговом зале.

Телефоны территориального отдела Роспотребнадзора +7(8692)-55-28-02, +7(978)-91-91-128.