Премия Рунета-2020
Севастополь
+1°
Boom metrics
Общество19 ноября 2023 6:00

Традиционная ковка, 3D-печать и станки с ЧПУ: как работают севастопольские кузнецы

О том, как стал кузнецом, с какими трудностями и вызовами столкнулся в процессе работы, «Комсомолке» рассказал руководитель Союза кузнецов и слесарного искусства Севастополя Роман Солдатов.
Многие даже не знают, что кованую скульптуру сделали севастопольцы. Фото: Из архива Романа Солдатова

Многие даже не знают, что кованую скульптуру сделали севастопольцы. Фото: Из архива Романа Солдатова

19 ноября отмечается День кузнеца. О том, как стал кузнецом, с какими трудностями и вызовами столкнулся в процессе работы, «Комсомолке» рассказал руководитель Союза кузнецов и слесарного искусства Севастополя Роман Солдатов.

По велению судьбы

Роман Солдатов попал в профессию не сразу. В 2006 году он окончил Севастопольский индустриально-педагогический колледж, освоив профессию сварщика. Кузнечным же делом Роман занялся по велению судьбы.

- Во время обучения на сварщика проходил практику на Севастопольском морском заводе. А когда пришло время устраиваться на работу, появилось ощущение, что заводская суета не мое, - говорит Роман Солдатов.

Как-то товарищ позвонил ему и сказал: «Я увидел объявление. Требуются сварщики в кузнечную мастерскую. Договорился за тебя». Роману стало интересно, и он согласился.

Создавать скульптуру начали с пары набросков. Фото: Из архива Романа Солдатова

Создавать скульптуру начали с пары набросков. Фото: Из архива Романа Солдатова

- В начале было очень сложно. Приходилось учиться развивать пространственное мышление, чувствовать линии в металле, понимать композицию. Руководитель заставлял перерисовывать эскиз художника в натуральный размер на сборочный стол. Поначалу на это уходила целая вечность, - рассказал Роман.

Но, как говорится, терпение и труд все перекуют. Сегодня Роман Солдатов - руководитель Союза кузнецов и слесарного искусства Севастополя. Организация работает в городе-герое более 30 лет.

Вызов

В 2018 году команда Романа приняла участие в благоустройстве парка при Свято-Георгиевском монастыре на мысе Фиолент. Кузнецы взялись за выполнение работ по изготовлению ограждений периметра и благоустройства входной группы - въездных ворот и калиток. В процессе работы заказчик поручил им разработать и предложить кованую скульптуру св. Георгия Победоносца.

- Это стало своего рода вызовом, потому как мы сами севастопольцы и опозориться нельзя было никак, - говорит Роман.

В начале работы полной картины, как будет выглядеть скульптура, не было. Детали и элементы создавались шаг за шагом. Необходимо было придумать стилистику, образ, пропорции, технологию и последовательность в изготовлении. Началась подготовительная работа. Роман искал в интернете образы Георгия Победоносца, различные исполнения кованых животных, фото коней в динамике.

- Было страшно браться за эту работу, потому как ответственность была высокой, нужно не просто сделать что-то, а придумать и изготовить достойное и уникальное изделие, - говорит Роман.

К тому же необходимо было учитывать ракурс, положение в пространстве, дренаж, ветровые отверстия. Работали над мелочами.

Переживания были до момента, пока не выполнили установку. Фото: Из архива Романа Солдатова

Переживания были до момента, пока не выполнили установку. Фото: Из архива Романа Солдатова

Командная работа

Создавать скульптуру начали с пары набросков. Распечатали множество фото. Консультировались у севастопольского скульптора Владимира Лапоногова и художника Юрия Чурсина.

На старте приступили к изготовлению арки и ее деталей. Параллельно поднимали в объем фигуру коня с помощью проволочного каркаса.

- Каждый шаг и решение давались непросто, были различные пробы, варианты с деталями, не раз приходилось переделывать некоторые узлы и возвращаться назад, - рассказал Роман.

В какие-то моменты приостанавливали работу, обдумывая дальнейшие этапы. Пока не было определенного решения, не приступали к делу. Важно было сделать все точно и правильно.

- Я и сам часто просыпался в три-четыре часа ночи, обдумывая, как же будет смотреться фигура в том или ином ракурсе, делая зарисовки деталей, чтобы на утро выдать определенную задачу, - рассказал Роман.

Когда собрали арку и вписали в нее фигуру коня, дело пошло легче. Уже был осязаемый и понятный всем результат, который задавал следующие шаги. Мастера приступили к созданию всадника и дракона.

- Для определения положения тела и конечностей в пространстве поднимали скульптуру в мастерской под самую крышу, чтобы видеть всю картину так, как будет видеть ее зритель, - рассказал Роман Солдатов.

Каждый шаг и решение давались мастерам непросто. Фото: Из архива Романа Солдатова

Каждый шаг и решение давались мастерам непросто. Фото: Из архива Романа Солдатова

«Страшно было сделать что-то посредственное»

Переживания были до момента, пока не выполнили установку.

- Лично я очень переживал за результат до момента, пока не установили скульптуру на объекте. Страшно было сделать что-то посредственное. Я - севастополец. Мой дедушка, художник Виктор Михайлович Солдатов, принимал участие в восстановлении и благоустройстве города. Он работал в художественном фонде Севастополя под руководством заслуженного художника и скульптора Станислава Чижа, - говорит Роман Солдатов.

В целом работа над входной группой велась на протяжении пяти месяцев. В нее вошли ворота, калитки, кресты на башне и сама скульптура. В результате севастопольским мастерам удалось создать уникальные изделия в единственном виде.

- Эта работа нам далась большим трудом. На ней витражное стекло хорошее. И чеканка доспеха вручную выполнялась. И отливка элементов из полимерных материалов.... А многие даже не знают, что это в Севастополе сделали, - говорит Роман.

В ногу со временем

Роман считает, что кузнечное дело - это не только декоративно-прикладное искусство в металле.

- Сегодня традиционная ковка сочетается с современными технологиями 3D-печати, станками с числовым программным управлением для резки металла, применением элементов из плавленого стекла и цветного металла, - говорит он.

Поэтому молодым мастерам Роман рекомендует учиться рисовать, изучать архитектуру, стили искусства, осваивать компьютерные программы моделирования и построения.

- Все это помогает мыслить и развивать пространственное мышление, чтобы идти в ногу со временем, - рекомендует мастер.

Подписывайтесь на нас в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Telegram – там самая оперативная информация!

Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 (978) 769-73-29. Телефон редакции: +7 (978) 349-48-78.

Интересное