Премия Рунета-2020
Севастополь
+15°
Boom metrics
Общество15 марта 2024 15:01

Марина Воронежская: «Суть дизайна в том, чтобы найти сердцевину смысла, а потом подыскать для него форму»

О своей работе, исторических проектах и новых технологиях в эфире передачи «Севастополь: здесь и сейчас» рассказала дизайнер, преподаватель Севастопольской детской школы искусств, активная участница Русской весны Марина Воронежская.
Дизайнер Марина Воронежская

Дизайнер Марина Воронежская

Фото: Андрей Голодюк

- Марина, одно из ваших новых профессиональных достижений - создание макета медали к 10-летию Русской весны. Проект победил в конкурсе. Как пришла идея, сколько времени заняла работа над макетом?

- О конкурсе я узнала от директора нашей школы искусств Марии Владимировны (Костевич - прим. ред.) Работала над медалью я не очень долго. Идея пришла сразу, это образ площади Нахимова с севастопольцами, с флагами России как собирательный образ всех событий 2014 года. Я посчитала его самым выразительным для передачи атмосферы, которая царила в городе. Все сплотились в едином потоке, это было удивительное состояние. Ничего подобного я ни до этого, ни после не чувствовала.

Медаль "В ознаменование 10-летия возвращения Севастополя в Россию". Фото: пресс-служба правительства Севастополя

Медаль "В ознаменование 10-летия возвращения Севастополя в Россию". Фото: пресс-служба правительства Севастополя

Правда, я не надеялась, что этот макет пройдет, потому что там обилие флагов РФ, а по условиям конкурса нельзя было использовать символы Российской Федерации. Это сложное ограничение. Ведь как показать возвращение Севастополя в Россию без использования флага? Но в данном случае обилие флагов на площади Нахимова послужило для отражения события, того самого митинга 23 февраля 2014 года.

- Как вы встретили Русскую весну?

- Мы приехали с мужем на площадь Нахимова. И тогда я впервые узнала, что Алексей Михайлович (Чалый) возглавляет весь этот процесс. Он стоял во главе компании, в которой работает мой муж, мой отец и я. Мы не думали о плохих сценариях, делали то, что нужно было делать в тот момент, и верили в лучшее.

- Это не первая медаль, которую вы создали. Над чем еще вы работали?

- Я делала памятный знак за третью оборону Севастополя. В 2014 году эта награда выдавалась участникам Русской весны. Мне не очень понравилось, как ее воплотили, честно говоря, она отличалась от моего макета и была блестящей. Подразумевалось, что металл будет матовым. Новая медаль получилась очень красивой.

- В вашем портфолио есть еще проекты, связанные с историей Севастополя?

- Да. Я являюсь дизайнером социальных проектов Алексея Чалого. Наше издательство издавало учебники и тетради для уроков севастополеведения. С 2006 по 2015 годы мы делали календари «Мы имеем право на историю и русский язык». Настенные и настольные, они выпускались тиражом по 4 тысячи экземпляров, распространялись бесплатно по всему городу. Также был многолетний проект по городским билбордам, на них появлялись изображения исторических личностей и событий. Я была дизайнером этих проектов. Безусловно, это была групповая работа, сотрудничество с историками. Алексей Чалый был всегда активным гражданином, стремился сохранить историческую правду. Если об этом не говорить, растет молодежь, растут дети в новой реальности, с новыми учебниками, люди не замечают, что они потихоньку перестраиваются.

Когда началась Русская весна, пришло время действовать. Мы разработали стикеры «Отстаивайте же Севастополь», было напечатано несколько десятков тысяч. Стикеры были буквально везде, на подъездах, в транспорте.

- Наверное, каждый севастополец знаком с работами Марины Воронежской. А родители школьников точно видели красочные тематические дневники, которые вы делаете.

- Да. Дневник севастопольского школьника издается с 2008 года. В некоторые годы выпускали два разных - для начальной и для старшей школы. Проект теперь финансирует правительство Севастополя.

На каждой странице дневника есть иллюстрации и интересные факты

На каждой странице дневника есть иллюстрации и интересные факты

В этом году я переделала дизайн тетрадей по севастополеведению для начальной школы. Художница Нана Деменкова нарисовала персонажей, девочку и мальчика, которые «растут» с каждым классом, вместе с детьми взрослеют. В следующем году уже выйдут обновленные тетради.

- Вы также работали над экспозицией музея «35-я береговая батарея». Чем именно вы занимались?

- Я создавала макеты экспозиции подземелья, а также участвовала в создании и макетировании надземных элементов. Также я разрабатываю все необходимые таблички, указатели, оформляю ежегодные выставки.

- Как вы начинали свой профессиональный путь? Почему решили стать дизайнером?

- Я с детства хотела быть учителем изобразительного искусства. У меня педагогическое образование, художественный графический факультет. Но, когда я пошла в школу учить детей, поняла, что не могу насильственно впихивать в детей знания, было сложно. После окончания института начала работать дизайнером в отделе рекламы предприятия «Таврида-электрик». Разрабатывала фирменный стиль, выполняла текущие задачи. С 2006 года участвую во всех социальных проектах Алексея Михайловича, за что ему безмерно благодарна.

Но высшей степенью значимости для меня была и остается педагогика. Когда открылась школа искусств, я предложила свою кандидатуру в качестве преподавателя графического дизайна. Хотелось участвовать в формировании нового поколения, делиться знаниями, опытом. При этом я продолжаю работать дизайнером. Для меня преподавание - очень полезный опыт. В принципе, взаимодействие с подрастающим поколением - развивающая деятельность. Мне очень нравится работать в школе искусств.

- Какого возраста у вас ученики, какие они, к чему стремятся?

- У меня подростки 12-15 лет, большинство девочки, всего два мальчика из 35 человек. Многие уже определились, чего хотят в жизни. Не все хотят быть графическими дизайнерами, кто-то думает о смежных профессиях и хочет просто программы освоить. Ребята интересующиеся, открытые, добиваются отличных результатов. Я им говорю: «Вы будете «Фотошоп» знать лучше меня». Это не только знания, это и опыт. Можно рассказать, как пользоваться теми или иными инструментами, но почерк работы в программе все равно вырабатывается с опытом. Я стараюсь им дать полную систему знаний, объяснить все ключевые моменты, заложить прочный фундамент.

- Какие качества и умения нужны для того, чтобы стать успешным дизайнером?

- Надо уметь системно мыслить, зреть в корень, уметь вычленять суть вещей. Понадобится и развитое воображение. Суть дизайна в том, чтобы найти самую сердцевину смысла, а потом подыскать для этого смысла форму. Вот чтобы до этого самого смысла докопаться, нужен въедливый ум, внимание, умение систематизировать.

Часто к дизайнеру обращается заказчик, который сам еще не до конца понял задачу. И нужно сначала вместе этот смысл найти, а потом уже заниматься формой. Есть, конечно, люди, которые сами очень хорошо знают, чего они хотят, но таких немного. Когда говорят, что искусственный интеллект заменит дизайнеров, многие шутят, что тогда нужно, чтобы заказчики очень четко формулировали задачу искусственному интеллекту. На самом деле это большая часть работы.

- А как вы в целом относитесь к нейросетям?

- Я не могу предположить, куда это все может зайти, пока мы видим только первые шаги и тенденции. Так как это продукт, произведенный людьми, и алгоритмы вложены в него человеческие, они могут репродуцировать человеческую деятельность. Но не креатив. Вряд ли они станут заменой системному мышлению, но могут заменять массу каких-то рутинных операций.

Но что меня ужасает, и я уже с этим столкнулась, интернет заполняется массой графической продукции, первоисточников которой не найти. Это фото, картина или рисунок нейросети? Или переработанная архивная фотография? А что будет лет через пять, сложно представить. Мы просто погрязнем в этом визуальном материале, и найти что-то будет очень сложно. А есть еще имитация голоса, речи, видеоряда, можно любого человека «заставить» петь, говорить. Мы уже не найдем, где правда, а где ложь. Это меня сильно смущает. Фото- и видеоматериалы перестанут быть доказательством, потому что их уже запросто можно подделать.