Владимир Машков встретился в Севастополе с представителями театрального сообщества
Фото: Елена Рюмина
Владимир Машков, известный актер, режиссер, председатель Союза театральных деятелей России, посетил Севастополь и встретился с представителями творческой интеллигенции.
- Я очень рад снова быть на нашей великой земле, Крымской земле, земле Севастополя. Недавно вспомнил слова чилийского поэта, лауреата нобелевской премии Пабло Неруды. Он бывал на полуострове и сказал, что Крым - это орден на груди планеты Земля, - поприветствовал севастопольцев Владимир Машков.
«Единым фронтом»
Сегодня, когда идет СВО, люди продолжают объединяться для помощи фронту. Не остаются в стороне и театры. Владимир Машков отметил, что Севастополь сегодня очень близко к линии фронта и отражает вражеские атаки.
- Городу, который собрал всю силу русского мира и духа, конечно, хочется сделать побольнее. Попасть в вас, чтобы было больно всем, всей стране. Чем страшнее будет вам, тем радостнее им. Поэтому то, что вы, несмотря ни на что, так плотно и единым фронтом стоите за Россию, помогаете, это очень важно, - сказал артист.
Еще в начале СВО театр Олега Табакова, художественным руководителем которого является Владимир Машков, перевел деньги от спектакля для помощи нашим защитникам. Были определенные юридические сложности, но в итоге все получилось.
Актер и режиссер театра им. Луначарского Евгений Журавкин рассказал, что теперь и в Севастополе такие договоренности достигнуты. Театры города также могут переводить средства от спектаклей в качестве благотворительной помощи. Что касается выступлений в госпиталях, приобретения лекарств, сбора гуманитарной помощи, театры Севастополя давно и регулярно этим занимаются.
Потребность в прекрасном
Владимир Машков уверен, что сегодня театр важен как никогда. Это источник прекрасного и символ мирной жизни.
- Когда началась эта беда, Донецк был покрыт осколками, люди прятались в подвалах. А в городе работали медики, МЧС и театр. Он был всегда полон. Люди приходили, наряжались, потому что для зрителя театр - это тоже выход на своеобразную сцену, - сказал артист.
Вопросы культуры и языка в период СВО стоят особенно остро.
- Люди, решившие в первые дни сбежать и поливающие грязью страну, которая дала им жизнь, делают это на своем родном языке. Если бы перешли сразу на латышский, английский, было бы естественней. Такие проявления бросают тень и на нас. Может быть, мы тоже такие, только затихли? Нет, мы совсем другие. Мы берегли и будем беречь наш язык, который суть основа наших мыслей. И отменить культуру нашу можно только вместе с нами, с нашей жизнью. Но Россия этого не допустит! - утверждает Владимир Машков.
В театре - великая сила
В эпоху, когда фильмы, передачи, компьютерные игры и смешные видео в интернете заполняют досуг, театр, как и прежде, остается вне конкуренции. У него очень много функций, помимо развлекательной. При этом на артистах и режиссерах лежит большая ответственность.
Артисту задали множество вопросов
- Повторяю фразу Выготского, великого психолога: «Искусство - это способ уравновешивания человека с миром в самые трудные и ответственные минуты жизни». Какая высокая миссия. Нужно приложить много сил, чтобы добиться этого. Потому что зритель приходит в театр один раз: либо раз и навсегда, либо раз и никогда больше. Огромная ответственность на тех, кто выходит на сцену, - сказал Владимир Машков.
Изменить судьбу
Перед Новым годом в театре Олега Табакова Владимир Машков устроил показ фильма «Сирота казанская» 1997 года. После просмотра была встреча с автором сценария Олегом Антоновым.
Одна женщина после показа рассказала свою историю. Она была в положении, а любимый человек ее бросил. При этом врачи говорили, что ребенка выносить она не сможет. Девушка была в отчаянии. Однажды она увидела по телевизору фильм «Сирота казанская» и в течение семи месяцев смотрела его каждый день. У нее родилась дочка, и фильм потом они смотрели уже вместе. Владимир Машков предложил позвонить девочке по видеосвязи и пригласил маму с дочкой в театр.
- Я не знал, что то, что мы сделали, спасло человеческую душу, а может быть, и жизнь. Уверен, в вашей жизни тоже происходит подобное, даже если вы об этом не знаете, - обратился Владимир Машков к коллегам.
- Есть такое понятие «эффект бабочки». В театре этот эффект может произойти во время спектакля в душе у человека. Он вдруг от вашего искреннего существования может понять, а значит, почувствовать что-то очень важное в своей жизни. У него может произойти переворот в самую лучшую сторону.
Помирить близких
Рассказал Владимир Машков и об известном спектакле «Матросская тишина», который поставил Олег Табаков. В нем актер играет старого еврея, алкоголика и воришку, который при этом очень любит своего сына.
- Обычно в зале больше женщин. А на этом спектакле я вижу всегда очень много мужчин, серьезных мужчин. Когда в конце они аплодируют и в этот момент мы друг на друга смотрим, я вижу, что мужчины не могут сдержать слез. Они уже сопереживают не нашей, а своей истории. После каждого спектакля мне приходят письма с такими словами: «Спасибо! Я не разговаривал с отцом много лет. Я ему просто позвонил, спросил, как дела, отец заплакал и попросил прощения», - рассказал Владимир Машков.
Артист театра и кино - в чем разница?
Владимир Машков уверен: любому артисту не обойтись без знаний психологии. Артистам важно уметь воздействовать на зрителя. При этом техника воздействия, техника работы в театре и кино кардинально отличается.
- Основа кино - фотография, их просто много. Основа театра - живой артист. И дублей нет. Артист может разорвать себя на сцене на ваших глазах, вживую. Каждый спектакль уникален, неповторим. Нет одинаковых спектаклей, как и нет одинаковой публики, - отметил Владимир Машков.
Зато в кино есть крупные планы, где зритель видит лицо, глаза актера. Без мастерства тут не обойтись. А потом те же действия, движения нужно повторить на крупном, среднем и общем плане. Такая работа требует точности и органичности.
- Лицо артиста - это самый яркий спецэффект. Ничего ярче нет, какую бы там ракету не запустили. Движение глаз, ресниц - уже мизансцена, если ваше лицо по размеру как колесо БелАЗа на экране. Или отдельно глаза, в которых мы должны увидеть этот «ядерный реактор». Это большая психологическая работа, - рассказал Машков.
Попытки совместить оба жанра, например, создать телеспектакль, не всегда успешны. Недостаточно просто поставить камеру в зрительном зале и навести на актеров. Обычно телеспектакли снимают отдельно, в специальных павильонах и без зрителей.
Кино в Крыму
Кино в Крыму активно снимали и в советское время, и позже. В последние несколько лет ситуация изменилась.
- Крым - удивительное место для съемок. Я уверен, что, когда ракеты отойдут подальше, Крым будет Меккой кинематографии. Здесь можно снимать многое, как это и было раньше. Конечно, сейчас труднейшая логистика, - отметил Владимир Машков.
Хорошим вариантом может стать развитие Ялтинской киностудии, но для этого ей нужен рачительный хозяин.
Настоящий герой
На вопрос о том, каков сегодняшний киногерой, Владимир Машков ответил так:
- Героем всегда был тот, с кого мы хотели брать пример. Это всегда человек искренний. Он может заблуждаться, делать не то, чего требуют обстоятельства. Но он искренний, у него есть чувство справедливости. Он органичен.
Дела насущные
Квартирный вопрос остается актуальным для севастопольских театров: нет ни служебного жилья, ни общежитий.
- Я жил в общежитии до 30 лет. У нас на первом этаже был магазин, где продавали алкоголь, а мы на втором. Старый дом, одна ванная на всех. И вот однажды ванна упала вниз, в магазин, ночью. Грохот был страшный, - вспомнил молодость артист.
Вопросы о служебном жилье, Доме актера и других насущных потребностях он пообещал поднять на высоком уровне. И обещание свое сдержал. Вот что написал вечером того же дня губернатор Севастополя Михаил Развожаев по итогам встречи с Машковым:
- Обсудили вопрос о служебном жилье для сотрудников культурных учреждений. Проблема не новая, работаем над ее решением. Кроме этого, члены севастопольского Союза подняли сегодня вопрос о создании Дома актера, где бы они могли встречаться, общаться и проводить мастер-классы. Будем думать, как решить эту задачу.