Премия Рунета-2020
Севастополь
+24°
Boom metrics
Общество12 сентября 2023 14:01

Слоеный пирог из асфальта: как и чем покрывают дороги в Севастополе

В эфире передачи «Севастополь: здесь и сейчас» заместитель директора компании «Веста» Андрей Мищенко рассказал о качестве асфальта, процессе его укладки и правилах безопасности при ремонте дорог
Асфальтовое покрытие состоит из нескольких слоев

Асфальтовое покрытие состоит из нескольких слоев

- Андрей Владимирович, из чего состоит асфальтовое покрытие?

Заместитель директора компании "Веста" Андрей Мищенко

Заместитель директора компании "Веста" Андрей Мищенко

Покрытие включает в себя, как правило, два слоя асфальтобетона. Но могут еще дополнительно применяться слои износа, они укладываются на верхний слой. Слой износа защищает асфальт от механических повреждений, атмосферных явлений, реагентов, продлевает срок службы. Также может укладываться верхний слой основания дорожной одежды.

В зависимости от конструктивных особенностей все эти слои комбинируются. На дорогах с небольшой и средней интенсивностью движения может быть два слоя асфальтобетонного покрытия, крайне редко укладывается четыре слоя асфальтобетона. Как правило, это актуально для дорог первой технической категории, с высокой интенсивностью движения и большими нагрузками. На автомобильной дороге М4 «Дон» есть такие участки. В разрезе покрытие напоминает слоеный пирог, слои отличаются внешне из-за разной крупности заполнителя.

Толщина слоев асфальтобетонных покрытий может быть абсолютно разной. Слой износа имеет толщину от 3 до 4 см, слои покрытия, как правило, 4-5 см верхний и 5-8 см нижний. А верхний слой основания может достигать в толщину 12 см.

Слой износа делают тонким, чтобы его можно было быстро и относительно недорого отремонтировать. Срезается три сантиметра, укладывается новый асфальт, и дорога опять в хорошем состоянии.

- Чем отличается покрытие на трассе от покрытия на сельской дороге, что учитывается при выборе?

Видов асфальтобетонных покрытий огромное количество. Если говорить о верхнем слое покрытия, то для сельских дорог, как правило, применяется мелкозернистый плотный асфальтобетон, толщина слоя 4-5 см. За счет заполнителя мелкой фракции он получается более пластичный и достаточно прочный, при этом комфортный для автомобилистов. Он применяется также и для городских дорог в Севастополе.

К покрытию для трасс, автомагистралей требования намного выше. Для верхнего слоя применяются в основном щебеночно-мастичные асфальтобетоны. Их отличает повышенная износостойкость и шероховатость при достаточно высокой прочности. Используют высокопрочный щебень, в том числе из гранитных пород. Этот вид асфальтобетона обеспечивает лучшее сцепление колеса с поверхностью и лучше отводит воду с дороги во время осадков, предотвращая аквапланирование - скольжение по пленке воды. Это особенно важно на скоростных дорогах.

Автомобилисты наверняка знают: в городе шум от колес меньше, а на трассе едешь с той же скоростью - шум гораздо ощутимее. Это как раз за счет более шероховатого покрытия.

Качество асфальта проверяют несколько раз

Качество асфальта проверяют несколько раз

- Какие факторы могут негативно повлиять на качество дорожного покрытия при укладке?

- Очень важна температура асфальта при укладке и уплотнении. Машины для перевозки асфальта обязательно должны быть оборудованы не только тентами, но и подогреваемыми кузовами. Выхлопные газы от двигателя проходят через трубки в кузове и не дают так быстро остывать асфальту при перевозке.

Холодная погода - это один из самых ограничивающих факторов. При приближении температуры к нулю градусов необходимо использовать специальные добавки, которые препятствуют быстрому остыванию асфальта.

При жаркой погоде асфальт долго остывает и остается очень пластичным. Катки по нему ездят, а он продолжает переуплотняться. Поэтому нужно подождать, когда он немного остынет.

- А что может разрушить или повредить уже готовый, уложенный асфальт?

- В результате эксплуатации покрытия из асфальтобетона каждый день подвергаются различным деформациям. Износ дороги образуется как из-за внешних факторов, так и из-за внутренних. Это силовые нагрузки от автомобильных колес и атмосферные осадки, изменение температуры. Ночью асфальт остыл, днем нагрелся - происходит постоянно его расширение и сжатие.

Основная причина преждевременных разрушений - несоблюдение технологии укладки или ремонта дорожного полотна.

- Почему так важна температура?

Если асфальт холоднее, чем нужно, происходит недоуплотнение смеси, остаются поры и пустоты, а во время дождей влага проникает в асфальтобетонное полотно. В период минусовых температур собравшаяся влага замерзает, увеличивается в объемах и способствует образованию новых пустот.

Нагрузки от автомобилей значительные. Бывает, что и летом в дневное время даже запрещают по отдельным участкам дорог движение грузовых машин. За счет черного цвета асфальт очень сильно нагревается, до 70 градусов. При высокой нагрузке происходит усиленная деформация.

- Как специалисты проверяют качество асфальта?

- Работа начинается еще до укладки асфальтобетона. Проверку качества асфальтирования объекта начинают с отбора образца материалов непосредственно на заводе при выпуске либо на объекте, когда асфальт перевозится. Специалисты определяют, насколько правильно подобрано соотношение заполнителей различной крупности. На этапе устройства дорожного покрытия происходит производственный контроль асфальтобетона.

Отбор кернов (проб для испытаний - прим. ред.) в дорожном строительстве производят для определения физико-механических характеристик покрытий либо с целью оценки качества работ, показателей сцепления слоев. Также могут вырубаться образцы призматической формы.

Пробы из уложенного асфальтобетона можно брать не ранее, чем через сутки после укладки, чтобы смесь полностью остыла по всей толщине.

В лабораторных условиях образцы проверяются на ряд физико-механических показателей: пористость, пустотность, деформации. Есть даже такие методы испытаний, как колееобразование: по образцу покрытия специальный механизм тысячи раз ездит колесом вперед-назад. Определяется колея, которая может образоваться в процессе эксплуатации.

- Как обеспечивается безопасность движения пешеходов и автомобилистов на время ремонта дорог?

Перед началом производства работ обязательно происходит разработка временной схемы организации дорожного движения. Учитываются возможные варианты движения автомобилей и пешеходов на время проведения работ. Схему движения согласовывают с собственником автомобильной дороги либо с эксплуатирующей организацией. В обязательном порядке уведомляются сотрудники ГИБДД. Мы стараемся консультироваться с ними, потому они знают обо всех проблемах на текущем участке дороги.

Если работы небольшие, выставляют временные знаки дорожного движения, которые предупреждают о дорожных работах.

При выполнении работ по капитальному ремонту, реконструкции автомобильных дорог зачастую происходит полное перекрытие существующей проезжей части. Если нет удобного альтернативного объезда, строят временные дороги (при наличии места). В городе с этим большие сложности.

Обязательно предусматриваются временные объездные дороги при замене искусственных сооружений, таких как мосты, путепроводы. Порой стоимость временных объездов равна стоимости основных работ или даже превосходит ее.

При реконструкции путепровода в Инкермане объезд удалось обеспечить по существующим дорогам, просто изменив схему организации дорожного движения. На Госпитальном спуске возводился временный путепровод для автомобильного транспорта и пешеходов, поскольку альтернативного маршрута там просто не было. Грамотное выставление и составление схем организации дорожного движения на период производства работ - основа безопасности как для участников движения, так и для строителей.

Хочу попросить водителей следовать требованиям временных дорожных знаков. На самом деле мало кто снижает скорость движения на трассе при ограничении 40 километров в час.

- Почему важно снизить скорость?

- Может выехать техника или выйти люди. На большой скорость водитель просто не успеет отреагировать и остановиться. Все правила, к сожалению, прописаны кровью. Часто страдают рабочие.