Премия Рунета-2020
Севастополь
+16°
Boom metrics
Наука9 января 2024 13:40

Как севастопольские ученые за полярным кругом работали

Ученые Института биологии южных морей им. Ковалевского Российской Академии наук побывали в арктической экспедиции. Месяц они провели на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», побывали в Карском, Печорском* и Баренцевом морях
В экспедиции приняли участие ученые из шести научных институтов. Фото: ИнБЮМ

В экспедиции приняли участие ученые из шести научных институтов. Фото: ИнБЮМ

Об исследованиях в почти экстремальных условиях участники экспедиции рассказали «Комсомолке».

Совместная экспедиция в северных широтах

Родное Черное море ученые ИнБЮМ изучают давно и плотно, но всегда рады побывать в других уголках света и внести свой вклад в изучение разных водоемов мирового океана.

- Наш институт уже не первый год принимает участие в экспедициях в Арктику. Экспедицию организует Институт океанологии им. Ширшова РАН. Нас приглашают для выполнения комплексной программы исследования северных морей. Специалисты собирают, а затем анализируют пробы фитопланктона, зоопланктона, а также ведут попутные наблюдения биотических факторов среды, к которым относится температура, воды, соленость и прочие. Мы обмениваемся информацией и ведем совместные исследования, - рассказывает старший научный сотрудник отдела функционирования морских экосистем, кандидат географических наук Светлана Крашенинникова.

Светлана занималась подготовкой экспедиции и курировала работу севастопольских ученых, отвечала за то, чтобы все прошло по намеченному плану. Всего в экспедиции работали 47 специалистов из шести научных учреждений страны.

Михаил Силаков, Светлана Крашенинникова и Сергей Трофимов

Михаил Силаков, Светлана Крашенинникова и Сергей Трофимов

Фото: Андрей Голодюк

Ученые ИнБЮМ сосредоточили внимание на исследовании микроорганизмов и морских грибов в донных отложениях. - Эта тема сейчас очень популярна, дно океана мало изучено и хранит множество тайн, - отмечает Светлана Крашенинникова.

За три моря

Начальником отряда из трех севастопольских ученых стал младший научный сотрудник отдела физиологии животных и биохимии ИнБЮМ Михаил Силаков. Для него это уже не первое путешествие в Арктику. Тем не менее к поездке необходимо было подготовиться со всей серьезностью.

- К экспедициям всегда тщательно готовишься, подбираешь, в первую очередь, оборудование, с которым ты будешь работать. И обязательно нужна спецодежда. В 2016 году я уже был в Баренцевом море. С одной стороны, это мне не в новинку. Но, с другой, тогда экспедиция проходила в августе, в самый жаркий период. В этот раз мы ходили в море в конце ноября - начале декабря. Впечатления, конечно, совсем другие, - говорит Михаил Силаков.

Палубу приходилось ежедневно чистить от снега. Фото: Сергей Трофимов

Палубу приходилось ежедневно чистить от снега. Фото: Сергей Трофимов

А вот ведущий инженер отдела экологии бентоса Сергей Трофимов так далеко на север никогда не заезжал.

- Это первая моя экспедиция в Арктику. До этого я участвовал в научных рейсах в Черном и Японском морях, и разница принципиальная. Когда меня спрашивали, какие у меня основные задачи, я в шутку отвечал: «Не вмерзнуть в лед», - рассказывает Сергей Трофимов.

И вот, когда все было готово, ученые отправились в путь. Сначала они доехали на поезде до Москвы, а потом на самолете добрались до Мурманска. Научно-исследовательское оборудование путешествовало отдельно на машине.

- У нас было пару дней на адаптацию, потому что никто не прибывает четко в день выхода судна. Море - очень сложная штука, и всегда могут быть какие-то накладки. Мы успели посмотреть город. Мурманск очень интересный, со своей спецификой, атмосферой. Я подозреваю, что жить там, конечно, совсем непросто, - делится впечатлениями Сергей.

Опасения замерзнуть не оправдались: все оказалось не так уж страшно на самом деле, и погода порадовала.

- Я не учел, что в Баренцевом море заканчивается теплое течение Гольфстрим, которое приносит туда теплую воду из Атлантического океана. Именно поэтому Мурманск хоть и северный порт, но незамерзающий, - продолжает Сергей Трофимов.

Легендарное научное судно. Фото: ИнБЮМ

Легендарное научное судно. Фото: ИнБЮМ

Экспедиция длилась около месяца, и большую часть времени условия были более-менее комфортные, столбик термометра не опускался ниже 5 градусов мороза. Но, когда судно приблизилось к берегам земли Франца-Иосифа, температура упала до -17, при этом почти все время дул сильный ветер.

Земля Франца-Иосифа - самый северный архипелаг на нашей планете, он расположен далеко за полярным кругом, в 900 км от Северного полюса.

Для ученых приготовили профессиональную экипировку: теплые костюмы, ботинки, перчатки.

- Это спецодежда, в которой работают нефтяники, например, сотрудники «Газпрома», «Роснефти». Несмотря на то, что мы работали и в самый сильный ветер, и в холод, находиться на палубе было комфортно. Как я смог убедиться, сибиряк, ну или «арктик», - это не тот, кто не боится холода, а тот, кто тепло одет, - продолжает Сергей.

Севастопольские ученые на борту судна, форма одежды - для эффектного фото. Фото: ИнБЮМ

Севастопольские ученые на борту судна, форма одежды - для эффектного фото. Фото: ИнБЮМ

Однако померзнуть севастопольцам все же пришлось - все ради науки.

- Работать нужно было в касках и перчатках, за этим тщательно следят. Но, когда нужно производить какие-то тонкие манипуляции, например, открыть кран, поправить какие-то тросики, приходилось перчатки снимать буквально на 30 секунд. Этого было достаточно, чтобы руки замерзли буквально совсем. Мы их потом отогревали теплой водой. В целом все прошло хорошо, все вернулись живые, здоровые и в хорошем настроении, - говорит Сергей.

Температура воды в море была -2 градуса, это грань, когда соленая вода уже начинает замерзать.

- Мы использовали планктонные сети, вытаскивали их из воды на воздух, и они сразу же покрывались льдом. Даже если ты работаешь в перчатках и не снимаешь их, они пропитываются водой и застывают. И ты в них как краб с клешнями, ничего сделать не можешь, - вспоминает Михаил Силаков.

Полярная ночь

Еще одним испытанием для ученых стала полярная ночь. Когда все время темно, сбивается суточный ритм, организму не просто приспособиться к новым условиям.

- Если в Мурманске хотя бы видно рассвет, плавно переходящий в закат, то в более северных широтах была ночь круглые сутки. На судне есть четкий распорядок дня, отбоя нет, но есть обязательно побудка. Ровно в 7 часов по громкой связи объявляют: «Доброе утро! На улице -17 градусов, ветер - 16 метров в секунду, просыпайтесь, пора работать!», - вспоминает ученый.

Но часто приходилось работать и не по графику, в любое время суток. Станций много, пробы нужно взять вовремя, да и море капризно - при сильном волнении нельзя работать. Хотя ученым и повезло не попасть в серьезный шторм, в хорошую погоду старались сделать максимально много.

Наградой за долгую темную ночь ученым стало потрясающее северное сияние.

- Нам очень повезло, мы видели северное сияние дважды, очень яркое и красивое. Причем мы наблюдали его с борта корабля, вдалеке от берега, свет города не мешал наслаждаться его красотой, - говорит Михаил Силаков.

Северное сияние. Фото: Сергей Трофимов

Северное сияние. Фото: Сергей Трофимов

Гостеприимное судно

Судно «Академик Мстислав Келдыш» совершило свой 93-й рейс. Это флагман научного флота Российской Федерации. Несмотря на то, что судну уже более 40 лет, за ним тщательно следят и оно находится в хорошем состоянии. А жизнь на его борту можно было бы сравнить с отдыхом в круизе, если бы не сильные морозы и необходимость работать.

- Условия проживания довольно комфортные, у каждого научного сотрудника и научного работника была собственная каюта с блочным санузлом, горячей водой, обогревом, что очень важно. Когда ты приходишь с палубы замерзший, хочется принять горячий душ. У нас было четырехразовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Завтрак в 7:30, а обед уже в 11:30, такие вот морские правила, - рассказывает Сергей Трофимов.

В рационе обязательно были горячие блюда, овощи и фрукты - об ученых заботились.

- Когда у тебя устроен быт, когда ты сыт, счастлив и доволен, то и работается намного легче. А с хорошей экипировкой никакой мороз не страшен. На корабле было очень комфортно, поэтому погода и условия полярной ночи не повлияли ни на настроение, ни на работоспособность, - говорит Михаил Силаков.

Съемки «Титаника»

Судно «Академик Мстислав Келдыш» знаменито не только в России. С его помощью снимали знаменитый фильм «Титаник».

Постер о съемках "Титаника" на борту судна. Фото: Сергей Трофимов

Постер о съемках "Титаника" на борту судна. Фото: Сергей Трофимов

- До недавнего времени на судне базировались два уникальных глубоководных аппарата «Мир-1» и «Мир-2», при помощи которых наши российские ученые погружались на огромные глубины, более шести километров. Именно этот фактор стал решающим для американского режиссера Джеймса Кэмерона, когда он выбирал судно для съемок своего знаменитого оскароносного фильма, - рассказывает Сергей Трофимов.

Кадры в самом начале фильма - погружение на дно - снимали именно так. На судне «Академик Мстислав Келдыш» была специально построена вертолетная площадка, завезено дополнительное оборудование.

- На глубоководных аппаратах погружались непосредственно к самому затонувшему «Титанику» и получили уникальные кадры. Часть съемочной группы жила на борту судна, а Кэмерон - в каюте заместителя начальника экспедиции, - продолжает ученый.

Исследование живых организмов

Пока представители других институтов вылавливали для изучения образцы крупной морской фауны, специалисты ИнБЮМ были сосредоточены на мейобентосе - организмах, разглядеть которые без микроскопа довольно трудно.

Сбор проб на видовой состав, биомассу и численность фитопланктона, а также для определения концентраций хлорофилла в воде проводил научный сотрудник отдела функционирования морских экосистем Александр Сысоев. За время экспедиции он отобрал 98 проб. Пробы грунта на наличие донных организмов отбирал Сергей Трофимов.

- Я изучал макропланктон размером более 2 мм с точки зрения люминесценции. Например, попались крупные оболочники и гребневики, они прозрачные и очень похожи на медуз, но это совершенно другие животные. Гребневики передвигаются при помощи ресничек, как амеба. Это самые крупные животные, которые передвигаются таким способом. Они в длину несколько сантиметров, а самый крупный, который нам попался, - 15 см, - рассказывает Михаил Силаков.

Чтобы взять пробы грунта со дна, ученые использовали специальное оборудование с говорящим названием - дночерпатель. Он состоит из двух ковшей и работает так же, как привычный нам экскаватор.

Ученым предстоит не только определить, какие виды организмов живут на дне арктических морей, но и на какой глубине они распространены в грунте.

Для этого используют специальную трубу, которую погружают в грунт, а затем достают. Внутри нее образуется столбик из грунта, который затем нарезают слоями и тщательно изучают.

Исследования ученые выполняют на берегу, в специальных лабораториях. Это длительный и кропотливый процесс. Все пробы, привезенные из экспедиции, необходимо будет изучить и описать в течение трех месяцев.

В сети ученым попал редкий гость - морской ангел. Это моллюск без раковины, который живет в водной толще.

- Этот морской ангел является хищником, он поедает таких же безраковинных моллюсков, в том числе морского дьявола. Так что добро побеждает и в толще воды, - говорит Михаил Силаков.

Морской ангел. Фото: Сергей Трофимов

Морской ангел. Фото: Сергей Трофимов

Планы на будущее

- Нам очень повезло, что у нашего института такие компаньоны, как Институт океанологии имени Ширшова РАН. Хотим поблагодарить руководство института и начальника экспедиции Марину Даниловну Кравчишину за то, что каждый год приглашают наших коллег в такие уникальные экспедиции. Одна из глобальных задач Института биологии южных морей - расширение географии исследований. Мы принимаем участие в экспедициях не только в Арктике, но и в Атлантике, в Тихом океане. Надеемся, что наши исследования охватят практически все районы мирового океана и наши ученые смогут внести большой вклад в исследование глубин, - говорит Светлана Крашенинникова.

- Когда ты побывал в море, хочется там оставаться. Мы очень успешно отработали, к нам за все время экспедиции не было никаких замечаний. Я надеюсь, что принимающая сторона осталась довольна сотрудничеством, и нас пообещали пригласить в следующую экспедицию, которая планируется летом 2024 года, - добавляет Сергей Трофимов.

*Печорское море расположено в юго-восточной части Баренцева моря, на северном побережье России. Все берега его принадлежат территории Российской Федерации, находится между двумя островами - Колгуев и Вайгач.