Премия Рунета-2020
Севастополь
+16°
Boom metrics
Общество22 августа 2023 12:05

Катки, фрезы, ресайклеры и целый автопарк: что используют для ремонта дорог в Севастополе

В эфире передачи «Севастополь: здесь и сейчас» заместитель директора компании «Веста» Андрей Мищенко рассказал о строительной технике и современных технологиях ремонта дорог
Ресайклер дробит старый асфальт в крошку, которую можно использовать повторно

Ресайклер дробит старый асфальт в крошку, которую можно использовать повторно

- Андрей Владимирович, какую строительную технику использует компания «Веста»? От чего зависит выбор того или иного инструмента?

- Это большой перечень разнообразной строительной техники. Можно выделить погрузчики и экскаваторы-погрузчики, называемые в народе «петушками». Это небольшой экскаватор на колесном ходу с фронтальным ковшом для планировки и погрузки и задним ковшом, который называется «обратной лопатой» потому, что копает не от себя (вперед), а к себе (назад).

Замдиректора компании "Веста" Андрей Мищенко

Замдиректора компании "Веста" Андрей Мищенко

Погрузчики - незаменимые помощники любого строителя, необязательно дорожного. Это как дополнительные десять рук. Без них не обходится ни перекладка сетей, ни установка бортовых камней, ни укладка асфальтобетона. Еще один большой плюс таких помощников - их универсальность. К ним можно приобрести большое количество навесного оборудования: метла для уборки, бур для установки стоек дорожных знаков, столбиков ограждения, высадки деревьев, маленькая фреза для ямочного ремонта и даже гидромолот - для разборки небольших железобетонных конструкций. В Севастополе гидромолот помогает нам разбивать скальный грунт в траншеях. Также можно использовать узкий ковш для установки бортовых камней или небольших траншей для укладки коммуникаций.

- Какая техника нужна для укладки асфальта?

- Есть такой термин - асфальтоукладочный комплект. В него входят асфальтоукладчик и, как правило, 3-4 дорожных катка. В зависимости от вида и объема укладываемого асфальтобетона это может быть один легкий каток (3-4 тонны), пару средних (7-10 тонн) и тяжелый до 14 тонн.

Перед укладкой обязательно необходим розлив битума или битумной эмульсии для сцепления с нижележащим слоем. Для этого используется автогудронатор - грузовой автомобиль с цистерной, в которой находится битум или, все чаще, эмульсия - смесь битума, воды и эмульгатора. В цистерну вмонтирована горелка, она поддерживает эмульсию в горячем жидком состоянии.

Нужна и поливомоечная машина со щеткой. С ее помощью очищают покрытие перед укладкой. Также ее используют для заправки водой катков и как машину прикрытия для обеспечения безопасности при выполнении работ. Она массивная, большая, с проблесковыми маячками, ее сразу видно на дороге. Еще необходим компрессор для продувки покрытия от остатков пыли и подключения отбойных молотков.

- Для чего катки заправляют водой?

- На катках установлены специальные форсунки, которые распыляют воду на вальцы, чтобы на них не прилипал только что уложенный асфальтобетон. В начале укладки у него достаточно высокая температура, в районе 140 градусов, из-за липкого битума каток может «наматывать» асфальт на вальцы.

Водой заправляют и дорожную фрезу, она охлаждает резцы, которые срезают асфальтобетон. Иначе они очень быстро перегреваются и выходят из строя.

- Как происходит доставка техники на объекты?

Автогудронаторы, цементовозы, цементораспределители приезжают на объекты сами.

Технику к месту работ доставляют на тарлах

Технику к месту работ доставляют на тарлах

Спецтехнику делят на самоходную и нуждающуюся в перевозке. Самоходная техника - понятие условное. К ней можно отнести грейдер, экскаваторы на колесном ходу. Они могут проехать по дорогам общего пользования от объекта до объекта на расстояние от 5-10 до 20 км. Теоретически эта техника могла бы проехать и 100, и 200 км, но это долго, и потом потребуется дорогостоящий ремонт. Поэтому на большие расстояния технику перевозят на специализированных машинах - тралах. Исключительно на тралах перевозят катки, асфальтоукладчики, погрузчики, фрезы, всю технику на гусеничном ходу, ресайклер.

- Что такое ресайклер и для чего его используют?

- Ресайклер - это самый большой и мощный механизм в нашем парке техники. Он похож на фрезу, это самоходная машина с вращающимся барабаном с резцами, только расположение и форма резцов отличается от фрезы. Прямое назначение ресайклера - холодная регенерация дорожной одежды. Метод призван усилить несущую способность дорожной одежды, также сокращаются затраты на земляные работы и закупку щебня.

Ресайклер дробит старый асфальт в крошку, которую можно использовать повторно

Ресайклер дробит старый асфальт в крошку, которую можно использовать повторно

Производится предварительное фрезерование старого асфальтобетонного покрытия, крошка остается на дороге. Затем, при необходимости, добавляется небольшое количество нового материала - щебня или щебеночно-песчаной смеси - и производится равномерное распределение цемента при помощи специальной машины - цементораспределителя.

Затем ресайклер производит перемешивание цемента, сфрезерованного асфальтобетона и существующего основания с одновременным добавлением воды. Туда также может добавляться и битумное вяжущее. Формируется своеобразный автопоезд: ресайклер толкает перед собой поливомоечную машину с водой и цистерну с эмульсией, из которых на форсунки ресайклера по шлангам подается вода и битумная эмульсия.

Затем покрытие уплотняют катками. В итоге получается что-то вроде плиты из тощего бетона (бетон, в котором мало цемента - прим. ред.) толщиной 20-30 см. Оно прочное и способно заменить в три раза более толстое основание, устроенное традиционным методом.

- Как давно появилась эта технология? Выполняли ли вы такие работы в Севастополе?

- Технология холодной регенерации появилась в Европе еще в 80-х годах прошлого века. У нас она пока считается инновационной. Применять ее можно не только при ремонте дорог, но и для стабилизации грунтов в гражданском строительстве.

Дорожное покрытие после ремонта ровное и прочное

Дорожное покрытие после ремонта ровное и прочное

В Севастополе мы применили технологию холодной регенерации при ремонте автомобильной дороги на ул. Тисовой. Это фактически тупиковая дорога в СНТ, в то же время по ней ходит общественный транспорт. До ремонта она была в плохом состоянии. Важно, чтобы под дорогой на небольшой глубине полностью отсутствовали коммуникации. Иначе есть риск их повредить.

На дороге по ул. Тисовой технология холодной регенерации полностью себя оправдала. Мы смогли выполнить задачу в очень сжатые сроки, не нарушая работу общественного транспорта.

- Почему такую технологию пока редко используют?

- Есть довольно большое количество ограничений. Основание дороги должно отвечать определенным требованиям. Асфальт должен лежать не просто на земле, а на щебеночной или щебеночно-песчаной подушке, чтобы после перемешивания ресайклером можно было получить однородную смесь.

Также в перемешиваемом слое гарантированно не должно быть коммуникаций, иначе ресайклер их разрушит или намотает на барабан. Это очень мощная машина, около 600 лошадиных сил. Плюс должно быть минимальное количество люков или смотровых колодцев.

Ресайклер - достаточно большой механизм, по узкой, поросшей травой дороге он не сможет проехать. Все это сильно ограничивает применение ресайклера при ремонте существующих дорог, особенно в старой, застроенной части города.

Россия - страна больших возможностей. У нас достаточно много карьеров с инертными материалами, которые можно применять при устройстве автомобильных дорог. И экономическая эффективность от применения регенерации старого основания существенно снижается. Но если оценивать долгосрочный результат, эффект однозначно есть, поскольку применение данной технологии повышает срок службы дороги в целом.