Премия Рунета-2020
Севастополь
+15°
Boom metrics
Общество15 августа 2023 13:25

Дорога под холмом: компания «Веста» проектирует в Севастополе тоннель

В эфире передачи «Севастополь: здесь и сейчас» заместитель директора компании «Веста» Андрей Мищенко рассказал об одном из самых масштабных проектов в городе и о ремонте сельских дорог
Тоннель призван улучшить ситуацию на дорогах

Тоннель призван улучшить ситуацию на дорогах

- Андрей Владимирович, как происходит процесс проектирования тоннеля от улицы Генерала Петрова до улицы Пожарова, что нужно учесть специалистам?

Замдиректора компании "Веста" Андрей Мищенко

Замдиректора компании "Веста" Андрей Мищенко

- Проект реализуется в соответствии с генеральным планом развития транспортной инфраструктуры в Севастополе. Тоннель учли и при разработке проекта реконструкции улицы Капитанской. Оба эти объекта отвечают за автомобильное сообщение района Артиллерийской бухты и мыса Хрустальный с центральной частью города, с Гагаринским районом.

Разработка проектной документации уже началась. Предполагаемая проектируемая протяженность тоннеля составит 254 метра, но после уточнения проектных решений транспортного узла на пересечении улиц Пожарова, Стрелецкий спуск и Карантинной протяженность может быть скорректирована.

- Какие этапы можно выделить в процессе проектирования?

- Это сбор исходных данных, в том числе работа с архивными материалами. Затем идет выполнение комплекса инженерных изысканий, включая археологические изыскания, определение наличия взрывоопасных предметов, что для Севастополя немаловажно. После проработка основных технических решений, предварительные расчеты и определение метода проходки тоннеля, предварительная оценка стоимости строительно-монтажных работ и разработка документов планировки территории. Этот этап будет включать так называемое вариантное проектирование: въезд, выезд из тоннеля, методы проходки, каким образом его бурить и так далее.

После утверждения начинается детальная разработка проектно-сметной документации. Затем нужно пройти государственную экспертизу документации. После этого разрабатывается рабочая документация, на основании которой уже будет строиться сам тоннель.

- С какими сложностями могут столкнуться проектировщики при работе с таким объектом?

- Это могут быть сложные инженерно-геологические условия площадки строительства. Специалисты могут обнаружить карстовые полости. Будущий тоннель находится в черте плотной городской застройки, поэтому потребуется выполнить все необходимые расчеты для определения оптимального метода разбора горной породы. Также нужно будет обследовать здания и сооружения, попадающие в зону возможного влияния при строительстве.

Будет создана сеть наблюдательных точек и скважин, мониторинг которых будут проводить на протяжении всего периода строительства. Эти мероприятия позволят избежать деформации грунта на поверхности и своевременно предусмотреть возможные негативные последствия.

- Были ли у специалистов компании раньше аналогичные проекты и подобный опыт?

- Непосредственно работы по проектированию тоннелей мы не выполняли, это достаточно редкие объекты, не каждый день их строят. Но сегодня у компании «Веста» есть необходимый состав ответственных опытных исполнителей.

Для выполнения ряда специальных разделов проектной документации и специфических инженерных изысканий будем привлекать дополнительные специализированные организации. Работы по проектированию тоннеля необходимо завершить до мая 2024 года.

- Как могут повлиять на строительство карстовые полости?

- Карстовые полости - пустоты, образовавшиеся под воздействием воды. Они ослабляют горную породу, также такие пустоты могут быть заполнены водой. Во многих городах, в том числе в Краснодаре, невозможно строительство метро из-за большого количества карстовых пустот. Грунт не настолько прочный, чтобы выдерживать нагрузку, он может обвалиться.

- Я слышала, что тоннель от улицы Генерала Петрова до улицы Пожарова уже существует. Это действительно так?

- Там есть проход, но назвать его тоннелем нельзя. Со стороны улицы Пожарова, где сейчас находится автозаправочная станция, есть вход в сравнительно большое помещение. Возможно, там даже может проехать небольшая машина. Выход на улицу Генерала Петрова узкий, пешеходный, с изгибами.

Этот существующий проход и осложняет работу. Его можно условно причислить к карстовым пустотам, только рукотворным.

Есть определенные нормы, геометрические параметры для нового тоннеля. Мы в первую очередь будем опираться на них и не станем привязываться к существующему тоннелю.

Пересечение нового тоннеля с существующим может вызвать сложности - возможно, придется дополнительно укреплять свод, заделывать имеющийся тоннель, чтобы он не ослаблял конструкцию.

- Будет ли компания «Веста» выполнять работы по строительству тоннеля?

- В рамках нашего действующего контракта предусмотрена только разработка проектной и рабочей документации. Подрядная организация для выполнения строительно-монтажных работ определяется по результату тендерных процедур. Пока об исполнителе говорить рано. Но если представится возможность, мы бы с удовольствием поучаствовали в реализации такого грандиозного и значимого для Севастополя сооружения.

- Давайте поговорим о других дорогах, которые ремонтируют специалисты компании «Веста», в том числе в сельской местности. Где они находятся?

- Это улица Соколова в поселке Сахарная Головка, переулок Майский, улица Красноармейская и проезд между ними в селе Фронтовое, улица Красносельская в Верхнесадовом, улица Королева в Терновке, а также проезд 19 Партсъезда и улица 19 Партсъезда в Инкермане и другие. На некоторых объектах работы уже завершены.

- Работать в сельской местности проще или сложнее по сравнению с городскими условиями?

- Однозначно ответить не получится. Сельские улицы, как правило, более узкие, извилистые, поросшие деревьями и кустарниками. Крупногабаритной технике сложно проехать. Чтобы прошли самосвалы, асфальтоукладчики, большая фреза, иногда приходится где-то подрезать деревья.

Осложняет задачу и горный рельеф. Например, на ул. 19 Партсъезда в Инкермане был настолько крутой уклон, что каток спускался своим ходом только вниз по склону, а обратно подняться не мог. У него гладкие вальцы для уплотнения асфальтобетона, нет сцепки с дорогой. Наверх каток подтягивали на металлических тросах, он снова спускался, и так несколько раз.

- Есть ли плюсы работы в сельской местности?

- Это чистый воздух... На самом деле, конечно, есть. На таких дорогах меньше интенсивность движения транспорта и пешеходов.

С точки зрения качества выполнения работ мы дороги не делим на городские и сельские. Требования к качеству прописаны в нормативных документах и одинаково высоки, поэтому мы себе не позволяем и не можем позволить никаких послаблений при выполнении работ за пределами города. Качество абсолютно идентичное.

- Наверное, жители с вами взаимодействуют, пытаются как-то участвовать в процессе?

- Везде бывают недовольные, но бывают также добрые, благодарные люди. По моим наблюдениям, чем дальше от центра, тем люди как-то проще и добрее. Могут рабочих и чаем напоить, когда ребята задерживаются, добрым словом поддержать. Иногда выходят, подметают веничком на съездах мелкие камешки, красоту наводят, с любовью к своей улице относятся. Тут Севастополь лишь подтверждает общую тенденцию.

- Андрей Владимирович, в минувшее воскресенье отметили День строителя. Это и ваш профессиональный праздник.

- Пользуясь случаем, хотел бы поздравить от себя лично и от всей нашей компании коллег, друзей, знакомых - всех, кто выбрал эту не самую простую, но очень интересную профессию. В наше непростое время ваш вклад в созидание, восстановление объектов транспортной и гражданской инфраструктуры ценен вдвойне. Я еще раз хочу поздравить всех неравнодушных и увлеченных нашей профессией людей, каждый день доказывающих себе и всем окружающим, что они находятся на своем месте. Хочу пожелать в первую очередь здоровья, всегда находиться в бодром расположении духа, строить грандиозные планы и их реализовывать. С праздником, коллеги!