Алена Разинькова
Фото: Андрей Голодюк
В эфире передачи «Севастополь: здесь и сейчас» два психолога - Валерия Острикова и гость студии Алена Разинькова - делятся советами, как помочь ребенку сдать ЕГЭ и сохранить теплые отношения даже в напряженное экзаменационное время.
- Алена, сегодня мы обсудим тему, которая без преувеличения каждую весну волнует миллионы россиян: грядущие экзамены. Первый, наверное, по степени тревожности - это ЕГЭ. Но нельзя обойти вниманием и ОГЭ, и дипломные работы, которые пишут студенты, и сессии, и просто годовые контрольные в школах... Каждое из этих событий - серьезный ежегодный стресс и для родителей, и для детей. Почему вокруг экзаменов у всех нас столько тревог, страхов и волнений?
- Это напряжение связано в первую очередь с негативными ожиданиями - и со стороны родителей, и со стороны детей. У взрослых они могут быть такими: «Если ребенок провалится, то что о нас подумают окружающие? У нас же семья академиков!», «Наш ребенок должен сдать обязательно хорошо, потому что он должен поступить на бюджетное место, иначе у нас не будет возможности оплатить его учебу».
Дети переживают тоже. Кто-то разделяет тревогу родителей о необходимости попасть на бюджет и вообще не хочет расстраивать маму и папу. Некоторым важно не быть хуже сверстников или попасть на факультет мечты. А есть и те, кто спешит начать жить отдельно, скорей погрузиться в студенческую жизнь и кого пугает мысль еще на год остаться под родительской крышей…
И это лишь некоторые из причин. Но все они отражают наши убеждения, картину мира, представления о том, что возможно и правильно, а что нет.
- К сожалению, нередко родители и дети не могут понять тревоги друг друга. К примеру, мама и папа выговаривают ребенку о важности подготовки, а ребенок слышит в этом лишь очередное скучное назидание. Экзаменационный период ведь приходится на подростковый возраст, а это само по себе нервное, сложное время для ребят. До экзаменов ли тут? Перед ними, помимо учебы, стоит очень много других задач: им нужно понять себя, научиться общаться со сверстниками, занимать среди них достойное место. А ведь, между прочим, эти навыки нужны для взрослой жизни ничуть не меньше «пятерок»! Добавить к этому буйство гормонов…
Но и взрослые в ослеплении тревогой часто не видят детских переживаний. Я сталкивалась в своей практике с таким случаем, когда отец утверждал, что тревожится за экзамены больше, чем дочь: «А ей-то за что тут волноваться?» А девочка как раз-таки была гиперответственной, шла на медаль и до истерики боялась за результат.
Так как же услышать друг друга?
- В случае, если дети вас не слышат, имеет смысл подумать, а насколько ваши аргументы убедительны для 15-16-летнего подростка? Доводы вроде «учеба нужна, чтобы поступить в университет и получить хорошую работу» будут иметь значение лишь для того ребенка, у которого есть цель, кто определился, чего он хочет, к чему стремится. Ради этой отсроченной выгоды он готов потратить свои силы, не пойти гулять лишний раз или не позвать девчонку на свидание, а сесть и готовиться к экзамену.
- Но ведь эта выгода формируется в ребенке не одномоментно, не за месяц до экзамена. На протяжении длительного времени родитель должен показывать ребенку эту логическую взаимосвязь: как ты поучился, так ты свое будущее затем и построил. Более качественное образование дает тебе больше возможностей воплотить твои собственные мечты.
- Да, это вряд ли успеет сработать, если родители лишь перед самым ЕГЭ вспомнили, что неплохо бы поговорить с детьми, зачем и как к нему нужно готовиться.
Дети часто задаются вопросом: «Почему я сейчас должен тратить время на то, что я никогда не использую в будущем?» К примеру, я в свое время здесь, в Крыму, сдавала экзамен по украинскому языку, на котором вокруг меня никто не общался. Нужно было быть очень ответственным ребенком, чтобы усердно готовиться к нему целый год.
- Как же формировать в нем эту самую ответственность, чтобы он начинал брать свою жизнь в свои руки? Родители ведь нередко являются главным двигателем образования ребенка. Они ему говорят, какие учить предметы, к каким ходить репетиторам, в какой университет поступать. Ребенок оказывается исключен из принятия решения в собственном будущем.
- Для начала ребенку лучше не мешать. Дети рождаются активными, им все интересно, они сами стремятся всему научиться. Но нам бывает трудно устоять, чтобы не разрушить этот интерес своим давлением: «Так не делай, это не нужно, я тебе помогу, я сделаю за тебя, я знаю лучше». Родитель может и должен направлять ребенка, в том числе и в обучении, но необходимо и давать ему ту меру свободы, которая будет для него посильна и позволит не терять интереса к знаниям. И, предлагая помощь своему ребенку, вы должны помнить, что он имеет право вам отказать.
- Как же тогда побороть страх, что он поступит по-своему и все-таки провалится на экзамене?
- Есть такая техника - декатастрофизация. Нужно задать себе вопрос в лоб: что самое страшное тогда произойдет? Конкретно, какие события наступят? Важно увидеть, что, хотя это будет болезненно, но на самом деле это не катастрофа, не конец жизни. Например, не поступил в этом году - поступит в следующем.
Второй вопрос: а что хорошего может случиться в случае провала? Да-да, именно хорошего. Иногда пропущенный год идет ребенку на благо: за это время он повзрослеет и сможет более зрело решить, чего хочет, попробовать подработку, обдумать свою профориентацию. Не секрет, что сейчас огромной популярностью пользуются курсы профпереподготовки и обучение для взрослых. Это говорит о том, что многие в юности выбрали не ту профессию, которая бы соответствовала их мечтам, способностям и интересам. Возможно, им просто не хватило возможности и времени определиться.
И третий вопрос: исходя из жизненного опыта, каков наиболее вероятный вариант развития событий после проваленного экзамена?
- Сам по себе составленный и готовый план Б на случай неудачи уже будет действовать успокаивающе. Впереди будет не ужасное и неопределенное будущее, а вполне конкретный, хоть и неприятный сценарий. Некоторым из нас станет легче от того, что мы будем готовы к провалу. Другим же осознание грядущих неудач поможет взять себя в руки и начать готовиться.
- Чаще всего оказывается, что наши страхи не очень-то реалистичны. Обычно больше всех стрессуют в семьях отличников, которые, как ни крути, сдадут этот экзамен, поскольку у них объективно есть нужные знания. Единственное, что может помешать, - это, собственно, стресс - как у той девочки из примера выше.
В этот момент, когда ребенок волнуется и паникует, родителю важно отложить на время свои тревоги и сосредоточиться на помощи. Кому-то из ребят важно помочь составить четкий план подготовки и проверить, все ли выучено. Кому-то нужны объятия, поддержка и доброе мамино слово. Когда я готовилась к сдаче сложного экзамена и совсем не верила в свой успех, моя мама сказала мне: «Ты сдашь!» И я подумала: «Ого, раз мама в меня верит, то я действительно смогу!»
- Именно родители когда-то рассказали детям, как устроен мир: трава зеленая, а солнце желтое. А теперь они говорят, что я смогу сдать экзамен. Значит, и это наверняка правда!
- Конечно, при подготовке к экзаменам важна и дисциплина, и системная качественная учеба - и это обычно все и так понимают. Но целительнее всего в тревожные минуты близкий и теплый, доверительный контакт между родителем и ребенком.
Эти добрые отношения нужно строить, даже если экзамены еще далеко. Дети научатся доверять нам свои переживания, если и мы будем не только делиться с ними своими жизненными историями, своими трудностями и тем, как мы через них проходили, но и станем внимательными, доверяющими слушателями. Тогда они смогут использовать наш опыт и принять нашу искреннюю заботу, а мы научимся понимать их подлинные потребности и тревоги.
Осваивать искусство быть опорой своему ребенку (вне зависимости от того, сколько ему лет) стоит прямо сейчас. Ведь экзамены закончатся - удачей или провалом - а семья будет всегда.
И то, останутся ли в этой семье доверие, уважение и любовь, зависит от нас.
Подписывайтесь на нас в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Telegram – там самая оперативная информация!
Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 (978) 769-73-29. Телефон редакции: +7 (978) 349-48-78.