Премия Рунета-2020
Севастополь
+18°
Boom metrics
Звезды9 апреля 2023 5:00

Ностальгия русской души

1 апреля 1873 года родился Сергей Рахманинов. Сегодняшний разговор о гении русской музыки, великолепном пианисте и композиторе.
Великий русский композитор и пианист Сергей Рахманинов. Фото: meloman.ru

Великий русский композитор и пианист Сергей Рахманинов. Фото: meloman.ru

2023 год богат на юбилеи гениев русской культуры - Шаляпин, Горький, Рахманинов. Эти люди жили в непростое время перелома исторических эпох. Эхо их творчества звучит в сердцах и поныне.

Творчество величайшего русского композитора Сергея Рахманинова тесно связано с Крымом: именно здесь еще в юности он написал свое первое музыкальное произведение, и именно в Крыму был дан последний концерт на родине.

Первый раз 14-летний Сережа Рахманинов попал на Южный берег Крыма в 1887 году с группой воспитанников профессора Московской консерватории Николая Зверева. Преподававший в младших классах Зверев брал с собой в Крым - зачастую совершенно безвозмездно - самых способных учеников. Останавливались обычно в имении Токмаковых в Олеизе (Нижний Мисхор).

Молодой Рахманинов. Фото: ria.ru

Молодой Рахманинов. Фото: ria.ru

Этот приезд юного Рахманинова примечателен тем, что в Крыму он начал сочинять музыку. Это засвидетельствовал в своих воспоминаниях его товарищ Мотя Пресман. В один из сравнительно свободных вечеров Рахманинов что-то наигрывал на рояле, его друг не мог узнать этого произведения и, усомнившись в своей памяти, обратился к Сереже и спросил, что же он играет. Тогда Рахманинов ответил, что это ноктюрн, который сочинил только что и, раз уж Мотя такой любопытный и первый о нем спросил, посвятит этот ноктюрн ему.

В сезоне 1897-1898 года Сергей Рахманинов служит дирижером частной оперы известного мецената Саввы Мамонтова. Все лето на подмосковной даче Путятино Рахманинов готовит с артистами «Бориса Годунова». И здесь завязалась его крепкая дружба с Федором Шаляпиным. Молодые артисты

талантливы, полны планов и амбиций. Они очень разные по характеру, взглядам на жизнь, но оба беззаветно преданы искусству.

Рахманинов помог Шаляпину овладеть труднейшей партией царя Бориса, которая прославила певца на весь мир.

В сентябре 1898 года Мамонтов устроил молодым талантам концертную поездку на юг по маршруту Москва - Харьков - Киев - Одесса - Ялта. Концерты имели огромный успех. Шаляпин пел, а Рахманинов дополнял его выступления великолепным аккомпанементом.

Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов. Фото : ivanovka-museum.ru

Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов. Фото : ivanovka-museum.ru

Газета «Крымский вестник» писала, что Рахманинов не солировал в концертах, но они «доставляли ему яркие впечатления и способствовали поднятию творческого тонуса». Так было и в ялтинском театре. На бурные аплодисменты Федор Шаляпин выходил, улыбаясь и кланяясь во все стороны. А Рахманинов кланялся публике с серьезным лицом, не позволяя себе ни одного жеста. Напрасно Шаляпин старался научить друга кланяться «как следует».

Именно во время этих время гастролей молодого музыканта отметил Чехов.

Когда смолкли аплодисменты, писатель направился к пианисту: «Я все время смотрел на вас, молодой человек, - сказал он, - у вас замечательное лицо, вы будете большим человеком…»

В музее Чехова в Ялте можно увидеть уникальный экспонат. На нотах своей фантазии для оркестра под названием «Утес» Сергей Рахманинов написал:

«Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа «На пути», содержание которого с тем же эпиграфом служит программой этому музыкальному сочинению». Дата посвящения - 9 ноября 1898 года.

Рахманинов любил Крым и всегда стремился сюда. В следующий визит, в 1900 году, Рахманинов уже признанный и маститый композитор: успешно прошли его гастроли в Лондоне. В Петербурге поставили «Алеко». В Ялту он приехал в этот раз по приглашению своей поклонницы Александры Ливен.

В Ялте в тот год собрались Бунин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Горький, Станюкович, Качалов, Москвин, Немирович-Данченко. Наиболее памятной для Рахманинова стала встреча с Буниным: писатель потом вспоминал, что с первой встречи между ними произошло нечто, когда люди могли проводить ночи в беседах о высоком искусстве. В это же время, общаясь с русской культурной элитой, Сергей Васильевич не забывал навещать тяжело больного, уходящего из жизни композитора Василия Калинникова, помогал ему материально.

Летом 1917 года Рахманинов приехал в Ялту в последний раз. Он прощался с Крымом, а вскоре и с Россией. Сергей Васильевич приехал с женой Натальей Александровной и дочерями Ириной и Татьяной. Курортная жизнь продолжалась, набережную и парки заполняла нарядная публика, но уже чувствовалась растерянность перед наступающей революцией. Холодные ветры необратимых и недобрых перемен уже витали над Россией.

Подтянутый, безукоризненно одетый, Рахманинов казался усталым. Он плохо разбирался в политике, недоумевал, тревожился о судьбе России, о своей дальнейшей артистической деятельности. Рядом, в Мисхоре, отдыхала семья Шаляпина. Сергей Васильевич бывал там, отдыхал душой, слушая пение своего друга. В начале осени Шаляпины переселились в Ялту к Спендиаровым (этот дом до сих пор существует, правда, надстроенный, на ул. Екатерининской). Рахманиновы приезжали сюда в гости из Симеиза. Об этих встречах рассказывала дочь Шаляпина Ирина Федоровна, когда приезжала в крымский санаторий уже в 60-х годах прошлого века.

- Вечерами, - вспоминала Ирина Федоровна, - в доме Спендиарова Рахманинов вместе с женой играли в четыре руки рахманиновскую польку, которую обожали дети.

Перед отъездом в Москву, в начале сентября 1917 года, в ялтинском городском саду Сергей Рахманинов дал свой последний концерт - не только в Крыму, но и в России. Композитор исполнил первый концерт Листа для фортепиано с оркестром.

Время беспощадно к гениям, оно перемалывает человеческие судьбы, ломает крылья. Не для всех романтика революций становится силой и вдохновением.

В конце 1917 года Рахманинов уехал с женой и дочерьми на гастроли в Скандинавию и больше на родину не вернулся.

...За 25 лет жизни за границей композитор создал всего шесть произведений. Он сам писал, что тормозит его творчество: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожных воспоминаний».

Рахманинов дирижирует. Фото: philorch.org.

Рахманинов дирижирует. Фото: philorch.org.

В 1941-1942 годах, живя за рубежом, Рахманинов выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной армии.

«...теперь я уверен, что моя Родина победит агрессоров. Я восхищен и тем, что вопреки тяжелейшим испытаниям музыкальная культура борющейся России, в том числе русского народа, продолжает удивлять мир, жива и всячески развивается. Готов согласиться, что мы, вероятно, ошибались в начале 1920-х гг., считая, что российское искусство обречено на уничтожение или перерождение…», - написал Сергей Рахманинов Иосифу Сталину вскоре после Сталинградской битвы.

Произведения Сергея Рахманинова – действительно, очень русская музыка, лирическая и трагическая. Его музыка - музыка судьбы. Ностальгическая, возвышенная, словно на крыльях поднимающая слушателя.

Музыка Рахманинова глубокая, мощнейшая по силе воздействия, она проникает под кожу, проникает в сердце и остается тем самым русским культурным кодом, дающим силы и право оставаться русским человеком.