Встреча с юными читателями. Фото из архива Т. Корниенко.
- Татьяна Геннадиевна, расскажите о вашем творчестве.
Книг у меня в настоящий момент издано 17, еще несколько ожидают своего издания в редакциях. Сначала я начала писать стихи, за прозу не бралась, хотя сочиняла и раньше, природная лень не давала записывать. Писала взрослые стихи, это была такая тяжеловесная философия для больших. А потом добавились стихи детские - в качестве альтернативы.
В какой-то момент пришла идея попробовать себя в прозе. Так получилась фантастическая повесть «Белая кошка».
- Почему именно фантастика?
- Если вы заглянете в интернет, я определяюсь там как писатель-фантаст. Фантастика - мой любимый жанр. Он дает возможность показывать большие чувства более свободно, поскольку вымышленный мир предполагает любые варианты развития сюжета, он свободен от каких-либо рамок.
- Как издаются ваши книги?
- Вначале мои книги издавались по программе поддержки и развития русского языка и культуры. Была такая программа в Севастополе до возвращения в Россию. Все изданные таким образом книги ушли в детские библиотеки. И теперь я рада, что они пользуются спросом. Меня часто приглашают на встречи с читателями, и я вижу, что дети действительно знают эти книги.
Когда Севастополь был украинским, а я - членом Союза писателей Украины, издать русскоязычную книгу в крупном украинском издательстве было проблематично. Хотя бы половину текстов предлагалось представить на украинском языке. А для меня очень важен «вкус языка», его темп, направленность на детскую аудиторию. Перевод все это не сохраняет.
Россия печатала и зарубежных авторов. Чтобы получить это право, я начала участвовать в литературных конкурсах. Не только российских, но и украинских. Победа почти гарантировала издание книги.
Одним из первых был конкурс Владислава Крапивина в 2011 году.
Вручение литературной премии Сергея Михалкова. Фото из архива Т. Корниенко.
В то время я работала в Центральной детской городской библиотеке им. А.П. Гайдара. Крапивин тогда еще был жив. Он очень любил наш город, и директор детской библиотечной системы Светлана Капранова пригласила организационный комитет к нам в Севастополь, чтобы провести финальную церемонию конкурса. Тогда я еще не знала, что моя отправленная на конкурс книга понравится, получит специальный приз, а меня пригласят в жюри этого конкурса.
Не все украинские издательства не работали с русскоязычными авторами. После победы в Корнейчуковском конкурсе, проходившем в Одессе, у меня установились замечательные деловые отношения с украинским издательством "Час майстрiв". Сейчас, естественно, связи разорваны.
- Как бы вы оценили тенденции развития современной подростковой литературы? Что сейчас пишут детские писатели, что востребовано детьми?
- За шесть лет моего членства в жюри детской литературной премии я имела возможность читать множество текстов, обращенных к подросткам. Большинство из них захватывали, поднимали интересные для детской аудитории темы, работали и на интеллект, и на эмоции. Но были и рукописи о страдающих болезнями детях - одно время просто потоком шли, с излишними подробностями, описаниями страданий. И книги ужасов. Встречались книги с лексикой на гране допустимого. Мне думается, что детские писатели обязаны помнить, для какой аудитории они пишут. Психика и мировосприятие взрослого человека способны отделить зерна от плевел. Порой приятно пощекотать себе нервы экстремальным чтивом. Но дети!..
На мой взгляд, литература имеет основополагающее значение в становлении личности. И музыку, и живопись каждый воспринимает по-своему, но литература - помните, как у Высоцкого в песне: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!»
В редакции «Комсомолки».
Фото: Ирина Неверова
- Вы принесли сегодня свои книги, расскажите о них.
- Это три абсолютно разные книги: «Самое главное», «Херсонеситы» и «Espressivo».
«Espressivo» - это музыкальный термин, означающий «с полной отдачей», жизнь на максимуме. Вот мои герои так и живут. Кстати, эта книга - моя любимая. Она о развитии музыкального таланта, прорастающего сквозь жизненные трудности, зависть, преграды быта.
Музыкальная среда мне не чужая, сын - музыкант, композитор. Он и его друзья стали прообразами героини книги, девочки Даши, идущей к своей цели - стать Музыкантом. Книга была признана лучшей, по мнению детского жюри на международном литературном конкурсе литературы для подростков им. С. Михалкова.
- У героев ваших книг есть реальные прототипы?
- Реальных прототипов, людей, с которых списаны герои, почти нет, в основном это собирательные образы и ситуации из жизни.
Реальным героем документально-художественной книги «Самое главное» стал наш земляк Павел Бондарев. Ценой своей жизни 24-летний парень спас жизни двух первоклашек: мальчика и девочки. Дети стояли на автобусной остановке, когда на них вылетел автомобиль. Павел заслонил детей, приняв удар на себя.
Трагедия произошла в Севастополе в сентябре 2012 года.
Как писатель я не смогла остаться в стороне. Хотелось понять, почему молодой человек так распорядился своей жизнью, кто и как воспитал его.
За время работы над книгой я сблизилась с его семьей, познакомилась с друзьями, соседями. Друзья называли его «Пашка-совесть», это был очень славный, очень севастопольский парень.
Повесть «Херсонеситы» - мое признание в любви Севастополю. Всегда мечтала написать стихи о родном городе, но чувств было много, а для стихотворения не хватало то ли таланта, то ли рамки жанра были узки, чтобы высказать все и сразу. Поэтому взялась за прозу.
В повести две сюжетные линии и два центральных героя: древнегреческий мальчик Дионисий и современный мальчик Евграф. Между собой они связаны с помощью не доказанных наукой (или вовсе несуществующих) тонких материй. Но вот такое допущение позволило мне провести читателя и по древнему Херсонесу, и по современному Севастополю, показать красоту и величие того и другого. А главное, людей, живущих в героическом городе.
"Херсонеситы", вслед за «Espressivo», стали лауреатом конкурса Михалкова, получив вторую премию.
- Какие книги вы могли бы посоветовать подросткам и их родителям?
- В первую очередь эти книги должны отзываться в душе. Сейчас очень много как пустого чтива, так и прекрасных литературных образцов, на которых можно воспитать новое поколение читателей. Поскольку дети сами отобрать книгу еще не в состоянии, а читателя нужно воспитать, я посоветовала бы родителям интересоваться тем, что читают ваши дети. И самим демонстрировать - по возможности ежедневно - образец увлеченного читателя.
Конечно, книги, включенные в школьную программу, дадут верное представление о том, что такое хорошая книга. Но их недостаточно. Программа не резиновая, а замечательных книг - море. Я, например, выросла на классической фантастике и очень ее люблю. Именно фантастику, давшую миру идеи, которые воплотились в реальности. В отличие от фэнтези. Для меня фантастика ведет - фэнтези уводит. Поскольку мне повезло участвовать и дважды стать лауреатом Международного литературного конкурса им. С. Михалкова, я хорошо знакома с серией книг этого конкурса. Все они современны, все прошли серьезный отбор взрослого и детского жюри. А поэтому интересны и небесполезны.