Премия Рунета-2020
Севастополь
+17°
Boom metrics
Общество25 декабря 2022 15:00

Сергей Тырса: «Мы должны победить, чтобы вернуть прежнюю Украину, с культурой, менталитетом, близкими и родными России»

Почему на Украине пели песни в то время, как на Донбассе люди прятались в полуразрушенных домах от обстрелов, каким видят решение конфликта жители освобожденных территорий, сколько стоит снять документальный фильм?
Севастопольский режиссер и продюсер Сергей Тырса.

Севастопольский режиссер и продюсер Сергей Тырса.

Фото: Лиля Голова

Об этом рассказал в интервью «Комсомолке» севастопольский режиссер и продюсер кинопроекта «Голос України» Сергей Тырса.

Что было на самом деле

- Как вам пришла идея кинопроекта «Голос України»?

- В феврале, когда началась специальная военная операция, захотелось донести до мировой общественности голос, точку зрения самих украинцев, жителей освобожденных территорий. Мне хотелось показать, что на самом деле происходило и почему было принято решение о проведении СВО. Сразу понял, каким будет этот фильм, в голове уже были конкретные картины. Потом идея стала трансформироваться немного в другую сторону с уклоном в размышления о культуре, самобытности этой территории и народа. Мне захотелось показать, что стало с Украиной после вмешательства неких сил под названием неонацизм и неофашизм, что случилось с этим песенным краем, в котором раньше жили такие открытые, добродушные люди? По сути, одурманиванием народа занялись еще в 90-е годы, а может, и раньше. Тогда на Украине и появилось это новое поколение, враждебное по отношению к России, ко всему славянскому, а в последнее время и к православной вере. И именно об этом говорят в фильме жители Донбасса, освобожденных территорий, пострадавшие в ходе боевых действий, - очевидцы страшных событий и перемен в культурной жизни.

- В названии кинопроекта есть отсылка к украинскому телевизионному шоу «Голос країни»?

- Действительно, с этим песенным проектом я также провожу аналогию. Из шоу «Голос країни» отобрал несколько кадров. Думаю их включить потом на монтаже. Весь фильм построен на контрастах. По сути, когда на Украине шло это красивое, яркое, песенное шоу - все было супер, музыка гремела, огни мелькали; в это же самое время бомбили Донбасс, Луганск - перепуганные люди с детьми на руках, бросив все, спасались, где могли, прятались под обстрелами в подвалах. И получается, в Киеве был свой голос Украины, а на востоке - совсем другой. Но почему-то крики людей Донбасса там никто не слышал да и сейчас не слышит.

- Почему название на украинском языке?

- Это не политическая история. Фильм посвящен культуре. А поскольку основой культуры является язык, название фильма решили оставить на украинском.

Слова очевидцев

- Почему именно через культуру раскрывается суть конфликта?

- Потому что именно культура является стержнем, локомотивом, который ведет за собой все остальное. Приведу такой пример из истории. В годы Второй мировой войны Черчиллю принесли на утверждение проект бюджета на следующий год. Он изучил и спросил: «Где статья расходов на культуру?» Ему говорят: «Сэр, какая культура? Война же идет…» Он подумал и ответил: «Если нет культуры, за что мы воюем?»

- Как вы раскрываете эту идею в фильме?

- На протяжении всего фильма об этом рассуждают люди, жившие и выросшие на Украине. Один из героев - дедушка из Херсонской области. Ему уже где-то за 80. Размышляя на эту тему, он удивлялся, как неожиданно осознал, что все это время находился под оккупацией. А раньше, с его слов, было иначе: всем селом песни пели, объединяли людей общие традиции, а потом как-то раз - и по своим домам попрятались, каждый стал сам по себе. И он так проникновенно это все рассказывает. Обязательно посмотрите этот момент в фильме. Именно его слова и свели идею проекта в сторону размышления о сохранении идентичности и культуры. Кстати, в фильме авторские комментарии сведены к минимуму. Может быть, даже и в финале откажемся от них. Потому что люди настолько четко, ярко и эмоционально говорят - все и так понятно. Да и зачем это авторское навязывание своей точки зрения?

За свои деньги

- Сколько ушло времени на сбор материала и работу над фильмом?

- Если бы изначально было финансирование и не нужно было бы отвлекаться на проекты, которые приносят доход, мы справились бы за три-четыре месяца. А так от задумки до финальных титров на большом экране пройдет год.

- Какой по продолжительности фильм?

- По хронометражу 58-60 минут. Это динамичное документальное кино. Там не будет растянутых размышлений, длинных монологов. Фильм смотрится на одном дыхании.

- Когда выйдет?

- Мы его планируем показать на годовщину начала СВО. Осталось два-три месяца. Конечно, еще много чего не снято. В сценарии и задумках было гораздо больше. Хотелось бы, конечно, все завершить. Но, даже если и не получится, выпустим с учетом того, что уже есть. Мы уже собрали очень много эмоционального материала, яркого, видового, духовного.

- Как планируете распространять фильм?

- Планируем его показать на больших экранах в кинотеатрах Севастополя, Крыма, в перспективе и в Донецке, Луганске, других городах на освобожденной территории Украины. Также мы переведем его на английский, итальянский, немецкий, французский, испанский, а затем уже будем распространять по всему миру методом москитной сетки. То есть я пересылаю знакомым, они - кому-то еще, и так далее. У нас уже есть люди, которые проявили инициативу заняться переводом фильма. Притом это граждане именно тех самых государств. И они не просто будут переводить фильм, но и комментировать его. Нам важно, чтобы мир увидел, что это не пропаганда. Также будем распространять фильм через интернет-пространство, в Телеграм-каналах.

- Вас кто-то спонсирует?

- Есть люди, благодаря которым стали возможны киноэкспедиции на Донбасс. Это севастопольский предприниматель Михаил Игнатов, известный в регионе как вокалист, а также предпринимательница из Москвы Людмила Бельянинова. Очень благодарны им за поддержку. А так я и мой режиссер монтажа Анастасия Шарко все снимаем за свои деньги. Когда заявляли об этом проекте, многие поддерживали идею, но финансирования никто не выделил. А расходы достаточно серьезные.

- О каких суммах идет речь?

- Бюджет такого документального кино - я сейчас не конкретно про наш проект, а в целом о таком формате с учетом командировок, работы операторской группы, специалиста на продакшене, постпродакшене - составит минимум три миллиона рублей.

- Об окупаемости такого проекта может идти речь?

- Конечно, нет. Это документальное кино, которое не является кассовым.

- Где были съемки?

- Начинали с Севастополя. Мы находили беженцев, снимали разговоры с ними. Пытались вывести их на откровенность. Выезжали в Армянск, Красноперекопск, Херсонскую область, Донецк. В Мариуполь не удалось попасть. По некоторым местам нужно будет провести досъемку. Планируем выехать в Мариуполь, Луганскую, Запорожскую, Херсонскую области.

Единый народ

- Жители освобожденных территорий охотно с вами общались?

- Были люди, которые категорически отказывались разговаривать на эту тему, некоторые с агрессией, кто-то - мягко, боясь каких-то последствий. Те, кто у нас в фильме, открыто рассказывали обо всем, что происходило на Украине, и всем, что видели. Мариупольского парня снимали одним из первых где-то в конце февраля. Он успел выехать до начала освобождения города. Попросил изменить ему голос и смонтировать так, чтобы не было видно лица. А вот недавно я его встретил, разговорились, спросил: «Может быть, все-таки откроем лицо в кадре?» И он ответил: «Да, можно и открыть, теперь не боюсь». Мы решили оставить в кадре то, что в феврале сняли и отдельно показали, когда он говорит, что ничего не боится, настолько переболел этим всем. Вот такой интересный поворот будет в фильме.

- Люди за участие в этом проекте просили вас заплатить?

- Нет, никто не просил денег. И мало того, я вам скажу, как ни странно, вот эти люди, беженцы, как раз и интересовались: «Чем мы можем помочь? Может, вам на фильм денег собрать?»

- Как вы думаете, возможна ли в перспективе дружба между Россией и Украиной?

- Конечно, возможна. Родственные, дружеские, партнерские связи никуда не делись. И даже это не самое главное. Не хочется пафосно говорить, но все-таки мы действительно единый народ, и нас объединяет в том числе культура, которая и вернет прежние отношения. Культура - это очень емкое понятие, здесь и кровные связи, и менталитет, и много-много чего.

- А вы спрашивали у жителей освобожденных территорий, каким они видят решение конфликта?

- Люди однозначно высказываются за скорейшую победу России. Мы должны победить, чтобы вернуть, освободив от неонацистов, ту Украину, которая была раньше, с добродушными и открытыми людьми, культурой, менталитетом, близкими и родными России.

- Что хотели бы пожелать в преддверии Нового года?

- Сейчас хотелось бы пожелать только мира. Дай Бог, чтобы мир наступил на всей территории с победой России. По-другому быть не должно.

Подписывайтесь на нас в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Telegram – там самая оперативная информация!

Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 978 769-73-29. Телефон редакции: (8692) 99-95-12.