Дмитрий Кириченко. Фото: Татьяна Миронюк
- Что для вас значит Международный день театра?
- Это дата, дающая возможность оглянуться вокруг себя и ответить на важные вопросы: что за прошедший год поменялось в театрах, есть ли движение вперед, каковы тенденции на будущее.
- А вы человек театра?
- С уверенностью могу заявить: театр я люблю. Всей душой, всем сердцем, самоотверженно и самозабвенно. Но как профессионалу, увы, в театрах города места для меня на данный момент нет. Конечно, сразу начинаешь искать недостатки в себе. Думаешь, почему никто не нуждается в практике, в специалисте с профильным образованием в сфере театрального искусства. И затем понимаешь, что дело скорее в тех незыблемых позициях, которые наши учреждения сами себе придумали. Их нельзя назвать недостатками, но и во благо все это не особо работает.
- Что вас не устраивает в работе севастопольских театров?
- Начну, пожалуй, с выбора театрами материала для постановок. Классика, годами не меняющиеся фамилии на афишах, обилие «датных» спектаклей по случаю юбилея очередного драматурга. Иногда может доходить до того, что одно и то же произведение попадает в работу сразу нескольких театров. При этом нельзя не заметить, что в России настоящий бум качественной современной прозы и драматургии. Как волнительно идти в театр и открывать для себя нового автора. А ведь, по сути, одна из главных функций театра - просветительская. Но вместо этого вновь знакомые со школьной скамьи фразы, легко узнаваемый сюжет, понятная и не вызывающая удивления мотивировка поступков персонажей.
- А чего бы вам хотелось?
- Пусть актеры чаще говорят на языке нашего времени, пусть все больше режиссеры обращаются к сегодняшним проблемам. Давайте более пристально посмотрим на наших современников, а не на героев позапрошлых столетий.
«Давайте шанс своим»
- Испытывает ли театр в городе сегодня кадровый голод?
- Это также одна из важных проблем, которая связана с невозможностью воспитывать в нашем городе театральных специалистов ввиду отсутствия на данный момент театрального училища или вуза. Да и в представлении отдельных руководителей наших театров приглашенные режиссеры, художники, критики, менеджеры из других городов почему-то все делают лучше, качественнее, нетривиально. Хотя, по сути, это уж точно далеко не всегда так. Давайте шанс своим. Ведь никто не знает вкусов и потребностей публики лучше, чем сами жители нашего города. Привлекайте к работе в театре не людей с раскрученными именами, обращайте внимание на идеи, которые возникают именно здесь и сейчас, то есть в Севастополе.
- Каким должен быть современный театр Севастополя?
- Вспоминая триумфальные гастроли одного из наших театров весной 2021 года в Москве (театр им. Луначарского со спектаклем «Бесы» - прим. ред.), хочется, чтобы и дальше у нас создавался такой уникальный творческий продукт, который мог бы быть конкурентоспособен и достойно представлял наш город в общероссийском театральном пространстве. Как для любого настоящего актера каждый новый выход на сцену становится схваткой с самим собой, с партнерами, с публикой, дабы вновь набрать недосягаемую высоту, так и театры должны ставить каждый новый сезон глобальные цели. Пробуйте, экспериментируйте, ошибайтесь, но обязательно идите только вперед. Театр должен как можно чаще выводить зрителей из зоны комфорта. Новый чувственно-эмоциональный опыт невозможен без поиска, без споров, без попыток осваивать новые жанры, новые локации, новые способы существования.
В жюри фестиваля «Сказочное королевство» (2021). Фото: ВК Дмитрий Кириченко
«…театр в этом мне очень помогает»
- В сегодняшнем репертуаре городских театров есть что-то, что вас восхищает?
- В основном это спектакли прошлых сезонов… Считаю, что немало достойных работ идет сегодня в ТЮЗе. Вместе со студентами старших курсов мы обязательно ходим по несколько раз за учебный год на «Идиота» в постановке Василия Заржецкого и «Бездонное озеро» по пьесе современного драматурга Марии Завадской. Так как я преподаю в нашем филиале МГУ в основном авторские спецкурсы, среди которых «Сценические искусства в СМИ» и «Литература в театре и кино», считаю, что театр в этом мне очень помогает. Эти спектакли - материал, на примере которого можно многое объяснить наглядно, не в теории, а на практике.
- Какие российские театры вы бы порекомендовали брать как пример главным режиссерам местных театров?
- Рекомендации - дело субъективное. То, что кажется важным одному, может показаться совсем неуместным кому-то другому. Могу лишь сказать о том, что в своей работе, когда служил помощником режиссера театра имени Луначарского, всегда опирался на единственно верный для себя критерий. Это попытка понять, чего лично мне не хватает как потенциальному зрителю. Так в разные периоды появились идеи выпускать ежемесячно театральную газету, разработать и проводить эксклюзивную экскурсию за кулисами, на которую нельзя было достать билетов на несколько месяцев вперед. А какими были проекты, на которых мы проводили встречи с актерами или показывали читки-эскизы современной драматургии! Все и всегда принималось зрителями на ура. Но все же, возвращаясь к вашему вопросу, отвечу кратко: главный пример - театр имени Евгения Вахтангова.
- Что конкретно можно брать в нем за пример?
- Четкое распределение обязанностей между директором и художественным руководителем. Умение на высоком уровне представить творческий продукт. Не припомню, чтоб за последние десять лет хотя бы еще один драматический театр смог объездить с гастролями полмира. Прекрасные издания о театре Вахтангова, в частности книги, которые выходят каждый сезон. И, конечно же, ежегодный форум театральных менеджеров, проходящий под эгидой театра. Много чего… Этот театр начинается даже не с вешалки, а уже с афиш и кассовой зоны.
«Удиви меня!»
- А что лично вы можете или хотите сделать сегодня для театра?
- Сейчас с командой я репетирую новый экспериментальный спектакль. Он о современном искусстве, проблеме выбора. О том, готов ли художник встать на горло собственным амбициям и явить миру шедевр. Очень надеюсь, что все задуманное осуществится и в конце весны мы выпустим премьеру.
На репетиции экспериментального спектакля, который готовит Дмитрий со своей командой. Фото: Татьяна Миронюк
- Где проводятся репетиции спектакля?
- Репетиции проводятся сразу на нескольких площадках, которые нам любезно предоставили партнеры и неравнодушные к современному искусству люди. Подробностей пока раскрыть не могу.
- Почему он экспериментальный?
- В его основе пьеса, которую я перевел при поддержке Союза театральных деятелей, получив Государственную стипендию для творческой молодежи в 2022 году. Особенность текста в том, что он может быть поставлен на большое количество актеров, но мы решили пойти другим путем. Главную роль исполнит актер Роман Шукри. Играть мы его планируем не на сценах театров, а на других, аутентичных, площадках. Спектакль мы делаем в основном с прицелом для показа на фестивалях. Предварительное название нашей работы «Выбрать|Удалить».
- О каких именно аутентичных площадках идет речь?
- То, что я называю выходом из «коробки». То есть абсолютно все, где можно сыграть спектакль, но что при этом не является зданием театра.
- Как вы думаете, Севастополь - театральный город?
- Безусловно. Театр в нашем городе любят. На театр возлагают особенно сейчас большие надежды.
- Какие надежды вы имеете в виду?
- Все те же. Что там будет, над чем подумать. Будет, с какими вопросами выйти из зрительного зала.
- Что бы пожелали местным театралам и работникам театра в Международный день театра?
- Над моим рабочим столом в театре всегда висела открытка со словами «Удиви меня!» Поэтому желаю всем только удивлять и удивляться. Нет ничего страшнее обыденности и предсказуемости.
Беседовала Лиля Голова
Справка «КП»
Дмитрий Кириченко - театральный критик, с 2015 по 2022 гг. - помощник главного режиссера в театре им. Луначарского. Автор и руководитель спецпроектов театра.
Эксперт молодежного образовательного форума «Таврида».
Сейчас доцент кафедры иностранных языков филиала МГУ в Севастополе.