Премия Рунета-2020
Севастополь
+22°
Boom metrics
Общество17 марта 2023 13:00

«Сломить не удалось наш Севастополь…»

Хроники Русской весны глазами севастопольских женщин.
Севастопольцы были полны решимости и ходили на все городские митинги на площади Нахимова. Фото: Из архива Анны Дьяковой

Севастопольцы были полны решимости и ходили на все городские митинги на площади Нахимова. Фото: Из архива Анны Дьяковой

Надеждами, переживаниями и личными историями, которые сопровождали события Русской весны, с «Комсомолкой» поделились жительницы города-героя.

В феврале 2014 года в Киеве горел Майдан. В Севастополе тем временем готовилось народное восстание. 23 февраля 2014 года десятки тысяч севастопольцев вышли на площадь Нахимова, чтобы заявить о неподчинении Киеву. Митинг Народной воли стал началом Русской весны.

«Женщины плакали…»

Член КПРФ Анна Дьякова говорит, что события февраля-марта 2014 года разделили ее жизнь на до и после. Все эти дни проживала в страшной тревоге и неопределенности. Но, несмотря на это, была полна решимости, участвовала во всех городских митингах на площади Нахимова. Для Анны эти дни были переломным этапом, которому предшествовали долгих 23 года, полные ожиданий.

- Начиная с 1991 по 2014-й мы жили надеждой на то, что восстановится справедливость: Севастополь и Крым будут все-таки Россией, - вспоминает Анна Дьякова.

Анна Дьякова говорит, что события февраля-марта 2014 года разделили ее жизнь на до и после. Фото: Из архива Анны Дьяковой

Анна Дьякова говорит, что события февраля-марта 2014 года разделили ее жизнь на до и после. Фото: Из архива Анны Дьяковой

В феврале 2014 года севастопольцы стали массово записываться в отряды Севастопольской обороны. Каждый день Анна приезжала в штаб, получала указания и тут же ехала их выполнять. Часто бывала на блокпостах «Гончарное» и «Шайба». У старших смены узнавала о нуждах, потребностях и помогала всем, чем могла.

- Город объединился вокруг нависшей угрозы. Все понимали, чем может это закончиться. Пример - Донбасс. Но, что характерно, мы все стали настолько ближе друг к другу, что можно было подойти на улице к любому человеку или к группе людей и обсуждать все события, как будто давно знакомы и друзья. И никто не был равнодушен, - рассказывает Анна.

Она вспоминает, как по улице Ленина проехал БТР, завернув на территорию «Дома Москвы». Люди радостно приветствовали его, махали руками и хлопали. Неизгладимое впечатление на нее произвел митинг Народной воли 23 февраля.

Севастопольцы дежурили на блокпостах. Фото: Из архива Анны Дьяковой

Севастопольцы дежурили на блокпостах. Фото: Из архива Анны Дьяковой

- Помню, как диктор сказал: «Севастопольцы, в наш дом пришла беда. Фашисты захватили Киев». После этого включили песню «Вставай, страна огромная». Мурашки по коже до сих пор. Женщины плакали, - рассказывает Анна.

«А не отдадут ли нас обратно Украине?»

Поделилась Анна Дьякова и личной историей. Однажды ехали на блокпост «Шайба». По пути водитель подобрал молодого человека. Он шел туда на дежурство. В машине разговорились.

- Я рассказала ему о своих переживаниях по поводу: «А не отдадут ли нас обратно Украине?». На это молодой человек ответил: «Мы уже сами не отдадимся». Посмеялись, конечно. Но переживали сильно, успеем ли провести референдум, - рассказывает Анна.

Во время референдума она работала наблюдателем на тринадцати участках в Балаклаве.

- Везде постоянно были люди, а до обеда даже очереди стояли из желающих проголосовать. Пришел мужчина с советским паспортом и сказал, что за все 23 года ни разу не ходил ни на какие выборы, а вот теперь время пришло решать нашу судьбу. В самом конце дня, без пяти минут восемь, забежал парень и сказал, что, если не дадут ему бюллетень, не уйдет никуда. Успели, конечно, - улыбается Анна.

Севастопольцы объединились вокруг нависшей угрозы, и все понимали, чем может все закончиться. Пример - Донбасс. Фото: Из архива Анны Дьяковой

Севастопольцы объединились вокруг нависшей угрозы, и все понимали, чем может все закончиться. Пример - Донбасс. Фото: Из архива Анны Дьяковой

Люди тогда очень боялись провокаций, которые украинская сторона могла устроить.

- Но все обошлось, и референдум был проведен на высоте, достойно. Явка была беспрецедентная, что бы там ни говорили, - делится Анна.

События тех дней проходили на одном дыхании. Севастопольцы объединились в одно целое, сплотились.

- И это характерно для Севастополя. Я горжусь своим городом! - заключает Анна Дьякова.

Тревожный чемодан

У руководителя Совета жен и матерей воинов-участников СВО Виктории Тупчаненко в феврале 2014 года планировались радостные семейные события.

- Кажется, 24 февраля собрались всей семьей за столом. Мы с моим будущим мужем знакомили родителей, - вспоминает она.

Где-то в восемь вечера у отца Виктории - российского офицера - зазвонил телефон. Он быстро начал собираться. Телефон оставил дома и уехал.

Виктория Тупчаненко в феврале 2014 года готовилась к свадьбе. Фото: Из архива Виктории Тупчаненко

Виктория Тупчаненко в феврале 2014 года готовилась к свадьбе. Фото: Из архива Виктории Тупчаненко

- Сказал собрать тревожный чемодан на всякий случай. Помню, как было страшно. Трое суток папа не выходил на связь. Так как все наше окружение были российские военнослужащие, всех мужчин вызвали на службу. А мы - жены и дочери - не могли найти себе место, - рассказывает Виктория.

Женщины постоянно мониторили новости. Потом они увидели, что ребятам на блокпостах нужны еда, дрова. Тут же направили все силы в это русло. Пекли пирожки, готовили горячую еду, закупали дрова, сигареты…

- Я за рулем, в машине еще три жены военных и полный багажник помощи для ребят на блокпостах. Так мы и провели эти дни, - делится Виктория.

16 марта в первых рядах шли на референдум. На участках были очереди, люди счастливые, и в глазах надежда: «Севастополь вернется домой».

- Очень смешно, когда говорят, что людей заставляли голосовать, - говорит Виктория. - 18 марта мы подали заявление в ЗАГС. А вечером все пошли на площадь Нахимова ждать оглашения результатов референдума.

- Полный город людей! Счастливых людей! Нереальные эмоции. Мой муж всегда хотел быть военнослужащим. И после присоединения Крыма и Севастополя к России в сентябре 2014 пошел на контракт, - рассказала Виктория Тупчаненко.

Поэтесса Мария Батюхно. Фото: Из архива Марии Батюхно

Поэтесса Мария Батюхно. Фото: Из архива Марии Батюхно

«Мы Родину свою в обиду не дадим!»

Поэтесса Мария Батюхно вспоминает, что они всей семьей пришли голосовать, как только открылся участок. Переживали, ждали результаты на митинге в центре города.

- Помню, как с детьми напекли тогда блинов и купили пищевые гелевые краски. Разукрасили их патриотично, - улыбается Мария.

В день референдума напекли вкусных блинов и разукрасили их гелевыми красками. Фото: Из архива Марии Батюхно

В день референдума напекли вкусных блинов и разукрасили их гелевыми красками. Фото: Из архива Марии Батюхно

В день референдума она написала стихотворение, передав в нем переживания, надежды, радость тех дней.

Кто не был долго дома, тот не станет

Сегодня нашу радость осуждать.

Понятно таким людям, что заставить

Забыть свой дом нельзя и растоптать

В душе своей стремительное чувство,

Что нарастает с каждым днем сильней,

Когда кровь запекается как сгусток

От грусти и тоски по Родине своей!

Мы шли, но не сгибались от ударов,

Что трудный путь всегда преподносил,

Была дорога вся в пылу пожаров,

Но ни один нам душу не спалил!

Сломить не удалось наш Севастополь,

Весь Крым наш твердо верил, четко знал,

Что с каждым шагом будет тише вопль

Врагов, обидчиков …им было нас не жаль…

Спасибо им за все, ведь стали мы сильнее,

На многое глаза открылись нам,

Теперь, как птицы, мы летим домой скорее,

В края родные там, где рады нам!

Поэтому сегодня мы ликуем

И с гордостью поднимем Русский флаг!

Историю свою мы не забудем,

Так будет навсегда, навечно будет так!

Наш воздух был и будет только Русским,

Мы надышаться можем только им,

Да будет с нами Бог, с нас хватит уже грусти,

Мы Родину свою в обиду не дадим!!!!!

Подписывайтесь на нас в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Telegram – там самая оперативная информация!

Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 (978) 769-73-29. Телефон редакции: +7 (978) 349-48-78