Психотерапевт Вячеслав Чепига рекомендует пользоваться услугами профессионалов.
Фото: Лиля Голова
Куда звонить в беде, кем может оказаться «собеседник на час», в чем плюсы «живого» общения, разбиралась корреспондент «Комсомолки».
У каждого человека бывают моменты, когда нужно выговориться, пожаловаться, посоветоваться. Не всегда рядом собеседник, готовый выслушать, посочувствовать, подсказать; позвонить - тоже некому.
- Вы знаете, люди боятся обращаться на горячие линии госструктур, а порою и просто к психологам. Им легче набрать такого же, как они, человека и рассказать ему все, что накипело, - говорит Андрей Журавлев из Евпатории.
«Собеседником на час» он стал два года назад. Звонят Андрею чаще дети в возрасте от 14 до 18 лет, у которых возникло недопонимание с родителями и проблемы в школе. Обращаются и люди старше 30 лет. У взрослой аудитории семейные проблемы, неустроенность личной жизни. Люди звонят «собеседнику» в надежде, что он им подскажет, как найти себя и стать счастливыми.
Андрей Журавлев говорит, что люди боятся обращаться к психологам. Фото из личного архива Андрея Журавлева.
Андрей Журавлев не имеет психологического образования. Но читает профессиональную литературу.10 лет увлекается психологией. В дальнейшем планирует развивать консультационную деятельность. Сегодня Андрей предлагает не только общение онлайн, но и встречи в реальной жизни. Услуги платные - 600 рублей за час. Признается, что обращаются к нему нечасто.
По мнению президента севастопольского отделения межрегиональной общественной организации «Развитие психологической помощи», клинического психолога Елены Вершининой, пользоваться услугой «собеседник на час» - дело рисковое. Такой «психолог» может и навредить, в результате депрессия усилится, возникнут проблемы с контролем эмоций и самооценкой.
Стать «собеседником на час» несложно. Достаточно завести профиль в социальной сети или разместить о себе информацию на специализированных площадках в интернете. Но, как заявляют «собеседники», не каждому удается стать востребованным специалистом в этой сфере.
Анна Гориславская с детства мечтала стать психологом. Фото из личного архива Анны Гориславской.
Анне Гориславской из Севастополя 43 года. С детства мечтала стать психологом. Родители были против. В итоге получила высшее экономическое образование.
Изучив рынок, Анна решила, что сможет общаться с людьми, которым некому рассказать о своих переживаниях. Она создала страницу в социальной сети «ВКонтакте» и стала ждать клиентов. Однако по телефонному номеру, который указала, начали звонить мужчины, сообщающие о своих интимных проблемах. Платить за то, чтобы их слушали, они не собирались.
- У меня была такса - 600 рублей за час. Первые 15 минут бесплатно. Так вот мужчины звонили часто, но до оплаты моих услуг дело не доходило. У них, как я понимаю, все замешано на своих внутренних переживаниях по интимной части, - говорит она.
Анна думает о том, чтобы получить соответствующее психологическое образование.
- Очень много мошенников дают консультации по телефону, не имея на это ни прав, ни возможностей. У людей после общения с такими псевдопсихологами в сознании идет перекос, - говорит Гориславская.
Ксения Стадлер из Севастополя рассказывает, что разместила в интернете анкету «собеседника на час» полгода назад. Тариф указала 500 рублей. Но никто к ней так и не обратился.
- Больше за этими разговорами подразумевались предложения бесед на интимные темы, - говорит она.
Ксении Стадлер не удалось заработать, предоставляя услугу «собеседник на час». Фото из личного архива Ксении Стадлер.
В прошлом главный психиатр Черноморского флота, действующий психотерапевт Вячеслав Чепига относится к услуге «собеседник на час» крайне отрицательно.
- Это сублимация общения, замена настоящего виртуальным, что ведет не к решению проблемы, а, наоборот, к ее усилению. Человек, которому и так не хватало общения, вместо того чтобы предпринять конкретные шаги, попытаться социализироваться, найти себе друзей, еще больше замыкается, отстраняется от общества, - говорит психотерапевт.
Кроме этого, Вячеслав Чепига предполагает, что услуга «собеседник на час» может использоваться специальными организациями для манипулирования общественным сознанием. Эти компании набирают людей, которые выступают «свободными ушами», втираются в доверие к людям, постепенно влияя на их сознание и распространяя нужную организации информацию.
На вопрос о необходимости создания в Севастополе круглосуточной бесплатной телефонной линии психологической поддержки, Вячеслав Чепига отвечает, что гораздо эффективнее будет организовать конкретную службу, занимающуюся проблемами граждан в комплексе.
- Причем эта служба должна состоять не только из психологов, врачей, психиатров, но и иметь связь со следственными органами для возможности решения каких-то правовых моментов. Фантазировать не хочу, но следует учесть, что в Севастополе сейчас очень сильно изменился психологический фон общества. Приехало большое количество новых людей. У каждого свои особенности и понимание происходящего. Все это усложняется и тем, что новый человек может потеряться в обществе и не найти себя, - говорит Вячеслав Чепига.
Телефоны доверия, центры психологической поддержки работают также для того, чтобы успеть вовремя объяснить сбившемуся с пути человеку, что в мире есть много чего неизведанного, важного и прекрасного, стоящего того, чтобы продолжить дальше жить и двигаться к новым целям.
Клинический психолог Елена Вершинина считает, что пользоваться услугой «собеседника на час» рисковое дело. Фото из личного архива Елены Вершининой.
Елена Вершинина рассказала, что в Москве и Питере работают бесплатные кризисные линии доверия для граждан всех возрастов.
- Им это выгодно, потому что они получают государственные гранты. В принципе, в Севастополе тоже можно организовать что-то такого плана. Но для этого нужно выделить единую телефонную линию, через которую и на нашу организацию перераспределяли бы звонки от людей, оказавшихся в сложной ситуации, - говорит Вершинина.
В Севастополе действует единый «телефон доверия» управления МЧС 8 (8692) 65-55-10.
Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ +7(978) 098-10-77.
Также можно связаться со службой поддержки соцзащиты, обратившись по номеру 8 (8692) 53-70-58.
И наконец, если у вас и друзей вагон, и в телефонной книге масса контактов, но нет возможности встретиться или позвонить, можно попробовать самостоятельно разобраться с проблемой в моменте. Для этого понадобятся лист бумаги и ручка. Пишите все, что накипело. Недаром многие люди ведут дневники. Если после того, как вы изложили на бумаге проблему, перечитывать написанное не хочется, скомкайте лист и порвите на куски, возможно, ваш мозг самостоятельно найдет решение описанной задачи. А если же в вопросе еще хочется покопаться, возникли новые мысли, предположения, тогда лучше не временить и обсудить все при удобном случае с родными, друзьями или же обратиться к профессионалам. Главное, что проблема зафиксирована, вы понимаете, что она есть, и обязательно будете с ней работать.
Подписывайтесь на нас в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Telegram – там самая оперативная информация!
Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 978 769-73-29. Телефон редакции: (8692) 99-95-12.