Фейерверки в честь Екатерины во время её путешествия в Крым. Картина неизвестного художника, конец XVIII века. Фото: Википедия
Севастополь был основан по велению императрицы Екатерины II в 1783 году. Через несколько лет государыня отправилась в беспрецедентное по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути путешествие - Таврический вояж. Екатерина посетила многие города Крыма, а в Севастополе провела два дня. Целью ее визита была инспекция строительства Черноморской крепости и флота. Дни императрицы, проведенные в Севастополе, были насыщенными и яркими. Благодаря подробным записям современников мы можем пройти ее путь и взглянуть на дела минувших дней глазами императрицы.
14 июня 1783 г. на берегу Ахтиарской гавани был основан новый город - Севастополь. В этот день были заложены четыре первые городские постройки: дом для командующего флотом Фомы Мекензи, пристань, кузница в адмиралтействе и часовня св. Николая. В следующем году город указом Екатерины II получил название Севастополь. Помимо военного, в городе появился торговый порт. Началось строительство водопровода. А в мае 1787 г. императрица приехала в Севастополь.
Во время Таврического вояжа под Кременчугом к Екатерине присоединился австрийский император Иосиф, прибывший инкогнито под именем графа Фалькенштейна. Он сопровождал Екатерину до Феодосии, и многие события вояжа имели цель произвести впечатление на европейского монарха, чтобы о величии и могуществе Екатерины узнал весь мир.
Путешествие Екатерины II по России. Фердинанд Мейс. Императорский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Фото: Википедия
21 мая государыня прибыла в Бахчисарай, переночевала в ханском дворце, а утром 22 мая выехала в Севастополь. Екатерина обладала природным любопытством и любознательностью, поэтому, несмотря на долгую и тяжелую дорогу, она не поехала сразу во дворец, а останавливалась в окрестностях Инкермана для осмотра пещер, иссеченных в скалах.
В Севастополе для нее были подготовлены два роскошных дворца. Первый располагался в Инкермане, на почтовой дороге, проложенной через Мекензиевы горы. Туда государыня и прибыла 22 мая около двух часов дня, отобедала, осмотрела егерский полк и, оставшись довольной от увиденного, наградила подполковника Муратова бриллиантовым перстнем.
Неизвестный художник. Екатерина II путешествующая в своем государстве. Фото: Википедия
От Инкерманского дворца была проложена дорога до Графской пристани, названной так в честь графа Марко Войновича. И дорога, и пристань находились в границах его имения. Интересно, что пристань ранее звалась Екатерининской, но название не прижилось.
По этой дороге на экипажах императрица прибыла на Графскую пристань, где ее уже ждали катера.
Потемкин прибыл в Севастополь раньше императрицы и морем. Флот встретил главнокомандующего армией и Черноморским флотом салютом. Все суда салютовали по 15 выстрелов, на что адмиральский корабль ответил семью залпами. У Потемкина оставалось немного времени в запасе, чтобы довести встречу Ее Величества до идеала.
Неизвестный художник. Портрет генерала-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического. Фото: timeout.ru
А вот как описывается визит императрицы в «Записках севастопольского старожила», опубликованных в VII томе «Морского сборника» в 1852 г.:
«У этой пристани, к приезду Государыни, были приготовлены три катера, с вызолоченными внутри и снаружи широкими полосами, под светло-зелеными зонтами, у которых занавесы, как и подушки на катерах, были из зеленаго гарнитура, с золотыми бахрамами и кистями; ростры на катерах, покрыты были светло-зеленым гарнитуром. Выбранные со всего флота самые красивые и сильные люди в гребцы, были одеты в шелковыя белый рубахи, в круглыя белыя шляпы с перьями и с вызолоченными вензелями Ея Величества».
Погода в этот день была прекрасная, и на рейде был совершенный штиль. Когда катер императрицы подходил к флоту, был поднят штандарт (монарший флаг), и тотчас флаги, гюйсы и вымпелы на всех судах были приспущены и весь флот салютовал. Команды кораблей в парадных мундирах разошлись по реям и кричали «Ура!», а когда императорский катер поравнялся с кораблем «Слава Екатерины», флот вторично салютовал по 31 выстрелу.
Российская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом. Худ. М. Иванов. Фото: Википедия
Когда катера вернулись к Графской пристани, начался салют с батарей, устроенных на Николаевском и Павловском мысе.
В 6 часов вечера императрица вернулась в Севастополь. На пристани ее встречала толпа народа, граф Войнович с капитанами кораблей и обер-офицерами. Государыня выслушала доклад о благополучии города и Черноморского флота. Допустила к руке контр-адмирала Войновича, капитанов Ушакова, Алексиaнo, Тизделя, Берсенева и многих штаб- и обер-офицеров.
После Екатерина отправилась во второй подготовленный для нее «дворец» - дом контр-адмирала Мекензи, который к моменту визита Ее величества уже умер. Дворец территориально располагался на месте современной городской Доски почета. Вот как описывает ее убранство современник в "Записках севастопольского старожила": "К приезду Императрицы, был приготовлен дом адмирала Менкензи, и по повелению князя Потемкина, его отделали внутри великолепно. Во всех комнатах, стены, понизу до окон, были обложены чистою столярною работою, из самаго лучшего ореховаго дерева, а выше окон покрыты малиновым и других цветов штофом, с богатыми шелковыми занавесами на окнах; полы устланы были, темнозеленым тонким сукном; комнаты все меблированы лучшею мебелью, зеркалами и люстрами. От самаго дворца до пристани, во всю ея ширину, был сделан деревянный помост, по обеим сторонам котораго, были железныя перилы (какия ныне у дворцоваго параднаго крыльца) со столбами, на коих висели блестящее фонари с позолотою; поэтому помосту и чрез пристань, до воды, разостлано тонкое синее сукно".
В городе не хватало мест для комфортного пребывания многочисленной свиты, поэтому сопровождающие расположились в палатках, разбитых вокруг дворца.
Город и корабли в этот вечер были иллюминованы.
Екатерина II и Император Иосиф II в Крыму в 1787 году. Антикварная литография. Фото: Википедия
Часовню или Адмиралтейский собор святителя Николая заложили в центре Севастополя на улице Екатерининской. Сейчас это ул. Ленина и на этом месте стоит Дом офицеров флота. Строительство часовни шло быстро, работы были закончены уже в августе 1783 г., и часовню освятили во имя святителя Николая - покровителя моряков.
Адмиралтейский собор св. Николая. Фото: ВК Ретро Севастополь
В воскресенье, 23 мая, Екатерина II с Иосифом II и свитой в 10 часов утра выехала из своего дворца в часовню, дорога к которой была вымощена камнем и посыпана мелким песком, а по обеим сторонам дороги росли фруктовые деревья: сливы и вишни. В нынешних реалиях «выехал» звучит странно, ведь там рукой подать, три минуты неспешного ходу. Прибыв в часовню, Екатерина II отстояла литургию.
«Императорское место в церкви, по правой стороне, было убрано алым бархатом и золотым широким позументом, возвышенный пол был покрыт темно-зеленым сукном. В память своего пребывания императрица оставила в церкви букет шелковых редких цветов, полученных ею от посланника Мальтийского гроссмейстера, который пальмой и цветами приветствовал императрицу как победительницу Тавриды», - так описывается событие в «Записках севастопольского старожила».
Вид с Южной бухты на Минную башню, музей Севастопольской обороны, Михайловскую церковь и собор св. Николая. Фото: ВК Ретро Севастополь
После литургии императрица отобедала. При тосте за благоденствие Черноморского флота все суда, стоявшие на рейде, дали салют. Около пяти вечера государыня посетила корабль «Слава Екатерины» - также в сопровождении салютных залпов. На корабле ее встретил князь Потемкин, доложил Ее Величеству о благополучии Черноморского флота, после чего на корабле был поднят штандарт, на что флот незамедлительно ответил повторным салютом.
Екатерина осмотрела корабль, прошла по всем батареям, а потом с кормы начала изучать фрегат «Легкий». По команде фрегат снялся с якоря и под всеми парусами начал резать корму* адмиральского корабля, а его команда расположилась на вантах и кричала громкое «Ура!». Им отвечали музыкой.
После этого представления императрица, князь Потемкин, граф Войнович и император Иосиф отправились в Южную бухту. Разумеется, императорские катера шли под протяжные приветственные «ура», раздающиеся с судов, стоящих в это время на рейде, и салют флота из всех орудий.
Императрица осмотрела Южную бухту, потом Корабельную, и там катер пристал к пристани корабля «Слава Екатерины». Пристань была крепко обустроенная, на сваях, а рядом располагались корабельные казармы. Екатерина осталась довольна и вернулась во дворец.
Стефано Торелли. Портрет императрицы Екатерины II. Фото: timeout.ru
А в половине восьмого вечера бомбардирское судно «Страшный» начало палить из пушек по состоящему из башен и стен импровизированному городку, устроенному на Северной стороне, на мысе Сухой балки. Сейчас там находится причал Северной бухты, принимающий пассажирские суда, катера и паромы.
Пятая бомба, выпущенная со «Страшного», подожгла городок, и, когда пламя охватило его, множество ракет взлетели на воздух. На флоте традиционно зазвучало протяжное «Ура!» и корабли иллюминовались огнями.
24 мая государыня, пребывая в полном удовлетворении от увиденного, объявила свое монаршее благоволение графу Войновичу и всем штаб- и обер-офицерам, а низшим чинам пожаловала по рублю на человека.
Императрица пожелала успехов в дальнейшей кампании и продолжила вояж - отправилась из Севастополя на Байдары. Покидала город Екатерина под пушечную пальбу со флота и батарей.
Во время пребывания в Севастополе государыня повелела князю Потемкину составить план города, застройка которого предполагалась на высотах Корабельной бухты, в которой должны были быть доки и адмиралтейство. Но из-за смерти Потемкина в 1791 г. план не был реализован, и город начал строиться на том месте, где по первоначальному плану должна была быть купеческая сторона - в районе Артиллерийской бухты.
В 1792 г. гражданское население Севастополя насчитывало 246 человек. В городе работали 10 постоялых дворов и более 200 лавок и магазинов.
Памятник Екатерине II был установлен к 225-летию города на бывшей Екатерининской улице, в нынешнем Екатерининском сквере. Памятник находится напротив часовни св. Николая. Фото: Архив КП
* «Если командир входившего на иностранный рейд русского корабля знал о наличии в порту адмирала, то он обязательно должен был выполнить при постановке на якорь маневр, именовавшийся «срезанием кормы». Речь шла о проходе на повороте на полном ходу у самого адмиральского балкона. Особым шиком было не только не задеть флагманский корабль (а такие случаи бывали), но и ударить своим ноком (окончанием) реи о нок начальственного судна. Чем ближе корабль проскакивал от балкона, тем выше уважение и выучка команды. Если же подчиненный флагманской кормы «не резал», то следовало оправдательное объяснение причин столь возмутительного проступка. Наиболее веским оправданием была теснота, при которой опасный маневр мог привести к катастрофе с участием чужих судов». Н. Манвелов «Обычаи и традиции Российского Императорского флота».
Подписывайтесь на нас в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Telegram – там самая оперативная информация!
Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 978 769-73-29. Телефон редакции: (8692) 99-95-12.