Премия Рунета-2020
Севастополь
+13°
Boom metrics
Вода для всех16 февраля 2023 10:30

Живая вода: повторные гидроиспытания и эстетика в работе строителя

«Комсомольская правда» совместно с компанией «Современные системы реновации» продолжает проект «Живая вода», посвященный одному из важнейших аспектов жизни Севастополя - водоснабжению
Сергей Махов

Сергей Махов

Фото: Андрей Голодюк

О ремонте магистральных водоводов Севастополя рассказывает заместитель главного инженера по административным вопросам компании «Современные системы реновации» Сергей Махов.

- Сергей Николаевич, на какой стадии сейчас работы на участке ДУ-1200, в районе Бельбека и села Фруктовое?

- В нашей жизни чем сложнее, тем интересней. Этот участок выделяется тем, что диаметр трубы, который мы ремонтируем, составляет 1200 миллиметров, то есть 1 метр 20 сантиметров. В прошлый раз мы говорили о том, что оставалось завершить работы по бетонированию в нескольких точках. Уже все выполнено. Осталась только обратная засыпка. Все котлованы, которые мы вырыли для проведения работ, уже засыпаются.

Мы будем проводить повторные гидроиспытания, это требование заказчика. Практически все уже готово, труба на участке заполнена водой.

Мы готовимся к серьезной, очень ответственной работе по берегоукреплению на нашем участке. Создадим габионы, чтобы берега Бельбека не осыпались и их не размыло во время паводка.

- С чем связаны повторные гидроиспытания?

- Все неподвижные опоры должны зафиксировать трубопровод таким образом, чтобы в случае гидроудара труба не деформировалась. Давление там достаточно серьезное, поскольку перепад высоты порядка 100 метров. В нижней точке мы получаем около 14 атмосфер. Это большое давление, вот мы и должны будем сделать повторное гидроиспытание, чтобы подтвердить, что у нас нигде нет утечек и каких-либо дефектов.

- Как они происходят?

- В заполненную водой трубу мы подаем давление, на 20% превышающее рабочее, наблюдаем. В течение часа давление не должно упасть. Мы это фиксируем при помощи манометра. Все швы на трубе, задвижки, прокладки в местах соединений должны выдержать. А потом мы вместе с нашими контролирующими организациями и заказчиком подтверждаем, что гидроиспытания проведены успешно.

- Участок ВУ-8, Северная сторона, улица Леваневского, как там идут работы?

- На прошлой неделе у нас была выполнена вся протяжка трубы. Провели реверсию - это восстановление формы пластиковой трубы внутри металлической. Также мы выполнили гидроиспытания, сделали химическую обработку. Воду после промывки взяли на анализ, пробы соответствуют всем требованиям.

Сейчас мы ждем переподключения. Заказчик в лице ГУПС «Водоканал» должен дать нам разрешение перейти с байпасной, временной, линии на основную трубу.

Напомню, что протяженность участка составляет 3400 метров. На 2/3 участка мы работы уже выполнили. Осталась еще примерно одна треть трубы. Я надеюсь, что через 5-7 дней все будет выполнено.

Все котлованы засыпаны на улице Каманина. На улице Приморской остался один котлован. Мы его тоже засыплем, но только после того, как проведем переподключение. Все будет готово, останутся только работы по благоустройству. Нужно будет некоторые участки заасфальтировать, навести красоту.

Мы именно те строители, которые после своего ухода все оставляют красивым. Часто вспоминаю очень хорошую фразу Королева: «Некрасивое не летает».

Мы даже грунт, который извлекаем из котлована, стараемся вывезти с площадки, чтобы не загромождать ни проход, ни проезд. Обязательно котлованы все ограждаем сетками. Все должно быть не только безопасно, но и эстетично.

Когда производим обратную засыпку, грунт привозим обратно и возвращаем на место, тот самый.

- То есть рядом он кучей не лежит?

- Нет, если такое и происходит, он остается в течение буквально нескольких дней, когда мы знаем, что оперативно выкопаем и засыплем котлован. В других случаях грунт вывозим.

- Как дела на участке ВУ-17 у ТЦ «Муссон»?

- Участок идет дальше в сторону парка «Патриот» и в частный сектор. Все абоненты подключены к основной трубе.

Байпас, та самая временная черная труба, которая всегда сопровождает наши работы, уже убран. В дальнейшем ее можно будет использовать повторно.

Железобетонные работы выполнены, осталась обратная засыпка одного колодца. Это как раз тот самый колодец на частном участке во дворе дома. Ребята там сейчас делают уплотнение. К этой процедуре предъявляются такие же строгие требования, что и к остальным. Уплотнение не позволит в дальнейшем грунту просесть. Потом обязательно поставят беседку на место, постараются сделать еще лучше, чем было.

Также планируем сделать асфальтирование. Погода немножко внесла свои коррективы. Нежелательно в таких условиях класть асфальт. Есть, конечно, присадки, добавки, технологические решения. Россия - страна не самая теплая. Я коренной крымчанин, и для меня было всегда удивительно слушать рассказы коллег о том, как они в минус 40 укладывают асфальт, бетонируют.

Из-за мороза был также сбой с поставками бетона. Заводы в минусовые температуры переходят в другой режим. Сейчас все наладилось, благо, мороз продлился недолго.

- Давайте поговорим об инновационных методах, которые специалисты компании применяют в работе.

- Все наши методы предусматривают ремонт труб без раскопки траншей. Больше не нужно перекапывать все улицы, оживленные магистрали. Мы работаем методом санации. В трубу, которая была проложена 50, 60 или даже 80 лет назад и уже пришла в негодность, мы протягиваем новую полиэтиленовую. Таким образом, получается устранить водопотери.

Мы используем трубу того же диаметра, что и металлическая, иногда и чуть уже. Полиэтиленовые трубы имеют более гладкую поверхность и лучшую пропускную способность в сравнении с металлическими. Отсутствие коррозии гарантирует, что эта вода не будет загрязнена.

В Севастополе применялось несколько способов - это «Rolldown», Полилайнер, ГНБ. Еще один метод мы в прошлом году не применяли, но до этого использовали в Севастополе - это метод разрушения.

Очень интересная технология. Иногда по техническому заданию нам нужно проложить в существующей трубе полиэтиленовую трубу большего диаметра, потому что город растет, водопотребление увеличивается. Протягивая новую трубу, мы одновременно разрезаем старую. На наконечник специальной штанги цепляется приспособление, похожее на консервный нож. Он разрезает стальную трубу вдоль, она раскрывается немного, и ее диаметр увеличивается. В эту трубу сразу же мы затягиваем новую, полиэтиленовую.

Как правило, большие требования к тому, чтобы трасса была прямая, нельзя допускать отклонения более семи градусов. Этим методом мы работали на ул. Пожарова и ул. Индустриальной.

Разрытие мы делаем в точках, где камеры или колодцы, где подключаются абоненты. Это очень ответственные узлы, да и сами камеры приходится реконструировать. Встречаются камеры, где стенки еще бутом выложены. Понятно, что по современным стандартам все это нужно переделать.

Котлован нужен и там, где труба делает поворот более 15 градусов, иначе трубу не протянуть.

Поскольку грунты в Севастополе, мягко говоря, не самые комфортные, траншеи копать тоже совсем не просто, можно нарваться на скалу. Метод санации тут очень кстати.

- Ранее нам звонил житель улицы Багрия, жаловался на то, что при работах снесли информационный щит.

- На том участке работает другая компания, с руководством которой я знаком. Я позвонил ответственному исполнителю, он встретился с жителем и пообещал вернуть щит на место. Честно говоря, я и не сомневался, что так и будет. Буквально через три дня проезжал там, щит уже был на месте.

Я от себя, своих коллег, друзей обращаюсь ко всем: если вы строители, будьте достойны этого высокого звания. После ухода строителя все должно быть красиво.

Реклама ООО «Современные системы реновации» 5UGfMwyY