Премия Рунета-2020
Севастополь
+13°
Boom metrics
Наука15 февраля 2023 7:38

«Пионер» готов поднять флаг!

О маломерном научно-исследовательском судне «Пионер-М» в День российской науки рассказал «Комсомольской правде» профессор, проректор по научной деятельности СевГУ Максим Евстигнеев.
«Пионер-М» разработан при участии севастопольских студентов и преподавателей. Фото: СевГУ

«Пионер-М» разработан при участии севастопольских студентов и преподавателей. Фото: СевГУ

Профессор, проректор по научной деятельности Севастопольского государственного университета Максим Евстигнеев. Фото: СевГУ

Профессор, проректор по научной деятельности Севастопольского государственного университета Максим Евстигнеев. Фото: СевГУ

О маломерном научно-исследовательском судне «Пионер-М» - инновации, разработанной при участии севастопольских студентов и преподавателей, на которую с гордостью смотрят в России, а из-за рубежа поглядывают с интересом, в День российской науки рассказал «Комсомольской правде» профессор, проректор по научной деятельности СевГУ Максим Евстигнеев.

«В мире таких единицы»

- В чем уникальность этого судна?

- Оно с полным научно-исследовательским функционалом. Олицетворяет новейшую историю нашего государства. Это гражданское научно-исследовательское судно построено именно по отечественным технологиям. Подчеркну, подавляющее большинство, если не все российские судна такого типа, было либо зарубежной постройки, либо еще с Советского времени, 60-х годов.

- «Спроектировано под полный безэкипажный функционал...» Значит, «Пионер-М» уже может работать без управления человеком?

- Это означает, что оно фактически судно-робот, но в будущем. Не сейчас. Необходимо еще дооснастить его безэкипажным функционалом. Как только это произойдет, у нас будет первое судно-робот в стране. Но это уже вопрос исключительно денежный. «Пионер-М» спроектирован полностью под безэкипажность. В мире таких гражданских суден единицы. Есть в Великобритании, Тайване, Китае и вот у нас. Это новое веяние в судостроении во всем мире.

Специалисты Севастопольского государственного университета и Объединенной судостроительной корпорации будут совместно разрабатывать системы, которые позволят управлять судами без экипажа. Фото: СевГУ

Специалисты Севастопольского государственного университета и Объединенной судостроительной корпорации будут совместно разрабатывать системы, которые позволят управлять судами без экипажа. Фото: СевГУ

- Какие технологии позволяют проводить исследования на судне?

- «Пионер-М» имеет модульное строение. Это значит, что научно-исследовательский функционал судна меняется в зависимости от того контейнера, который мы на него поставим. К примеру, морские гидробиологические, морские геологические или же гидрохимические исследования… В целом весь перечень исследований, которые нужно проводить в море, актуален для этого судна.

Вклад студентов

- Какова роль СевГУ в создании «Пионер-М»?

- Важно, что в истории нашей страны ни разу не было, чтобы университет выступал генеральным проектантом и заказчиком строительства судна. Мы прошли все этапы от эскизного проектирования до технического проекта, рабочей документации и строительства. Понятно, что не мы строили, а на судоверфи. Но университет выступал генеральным заказчиком каждого из этих этапов. Все они выполнялись как с участием студентов, так и преподавателей, а также специалистов из академической науки - пользователей этого судна в будущем.

- Насколько студенты погружались в процесс создания?

- Эскизный проект судна сделали, действительно, полностью студенты. У нас есть список, пофамильно, с чертежами. Что касается технического проекта, тут уже сложнее. Это профессиональная история, в которой студенты участвовали частично. Проект разрабатывало профессиональное конструкторское бюро. Группа студентов в нашем университете их сопровождала. Есть определенная процедура сопровождения технического проекта. Суть ее в том, что проектант присылает в университет чертежи, мы их рассматриваем, корректируем, одобряем либо «заворачиваем». Вот этот процесс шел с участием студентов. Более того, они проходили практику на Средне-Невском судостроительном заводе - видели, как строится «Пионер-М».

Севастопольские студенты видели, как строится судно на Средне-Невском судостроительном заводе. Фото: СевГУ

Севастопольские студенты видели, как строится судно на Средне-Невском судостроительном заводе. Фото: СевГУ

Исследования и экспедиции

- Поднимем над судном флаг, что дальше?

- Судно предназначено для морских экспедиционных исследований. Например, такие исследования регулярно проводят Росгидромет, Минприроды России. Они необходимы для постоянного мониторинга прибрежной зоны. Сюда относится наблюдение за тем, как разрушаются берега, как обрастает дно, какие волны, температура, гидрология и так далее. Все это необходимо постоянно отслеживать, чтобы предсказывать или предотвращать природно-техногенные опасности. Наше судно как раз предназначено для этого. Но поскольку мы университет, то вот эти все мониторинговые миссии у нас реализуются в рамках научно-образовательной деятельности. С июня этого года на протяжении 90 суток мы планируем проводить серии тематических экспедиций со студентами. Сначала это будет морская геология, затем морская биология, потом морская химия. Обязательно планируем провести археологическую экспедицию. Осуществлять их будем совместно с партнерами - это Морской гидрофизический институт РАН, институт биологии южных морей имени Ковалевского РАН, институт океанологии, Московский государственный университет, Балтийский федеральный университет.

На судне работает модульная система: на борт ставится стандартный 20-футовый контейнер с различным оборудованием в зависимости от целей исследований. Фото: СевГУ

На судне работает модульная система: на борт ставится стандартный 20-футовый контейнер с различным оборудованием в зависимости от целей исследований. Фото: СевГУ

- Обращаются ли специалисты из новых регионов России, других государств с просьбой поделиться опытом?

- Со специалистами Донецкого национального университета мы планировали, что этим летом группа их студентов и сотрудников примет участие в экспедиции по апробации на «Пионер-М» созданного ими прибора. Что касается других государств, со стороны Армении поступают заявки по направлению их сотрудников и студентов к нам. Также интерес к нашему судну проявили специалисты из Тайваня и Вьетнама.

Есть шансы, что целая группа студентов из названных стран к нам приедет поучиться уже в конце этого года. Это не так просто, но интерес к нашему судну, действительно, большой со стороны зарубежных стран.

«Дадим реальную картину городу»

- Планируете что-то новое осваивать в плане судостроения?

- Если говорить о технологиях судостроения, то наша главная задача - сделать «Пионер-М» безэкипажным. Это все то, что связано с его самостоятельным движением по заданной траектории, с передачей большого объема информации с судна на берег и с берега на судно, с дистанционным управлением его движения через спутник либо по радиоканалу, с его автоматическим причаливанием и отчаливанием без участия человека. Все, что я сейчас перечислил, - это целый комплекс технологий, которые мы должны в будущем на этом судне реализовать. Это уникальная история. Достигнув этой цели, мы поможем России стать независимым государством в плане технологий безэкипажности.

- А относительно морских исследований?

- Для нас очень важно проводить археологические исследования на территории Крымского полуострова и в Абхазии касательно изучения разрушения берегов. Мало кто этим занимается. Новый Фиолент у нас разрушается. Идет размыв-подмыв берегов. Эти исследования регулярно никто не осуществляет. Мы же планируем системно этим заняться. И дадим реальную картину городу. Например, скажем: «Вот, ребята, смотрите, тенденция обрушения Фиолента условно такова: через пять лет это разрушится, а через 10 лет Фиолента вообще не будет». Это я утрирую сейчас. Привел в пример вам несколько наших приоритетных задач. А так у нас целый план по тому, что мы будем делать с «Пионер-М».

Проект судна разрабатывали студенты из семи вузов России - Севастополя, Санкт-Петербурга, Калининграда, Архангельска, Нижнего Новгорода, Казани и Владивостока. Фото: СевГУ

Проект судна разрабатывали студенты из семи вузов России - Севастополя, Санкт-Петербурга, Калининграда, Архангельска, Нижнего Новгорода, Казани и Владивостока. Фото: СевГУ

Справка «КП»

«Пионер-М» - маломерное научно-исследовательское судно для комплексных исследований морской прибрежной акватории.

Длина «Пионер-М» - 27,5 м, ширина - 9 м, максимальная скорость - 11 узлов. Судно может работать автономно в течение пяти суток. Дальность плавания составляет 500 миль.

«Пионер-М» закладывался и строился на Средне-Невском судостроительном заводе.

В нем использованы новейшие композитные материалы и технологии. Основные отличительные свойства судна: дешевизна эксплуатации, безопасность, полный научно-исследовательский функционал за счет системы сменных контейнеров, уникальная научно-технологическая платформа для отработки технологий безэкипажного судовождения.

«Пионер-М» - второе в России судно класса «катамаран», сделанное из углепластика. Корпус из углепластика по прочности не уступает металлическим аналогам, но лучше сопротивляется усталости, устойчив к воздействию морской среды и гораздо проще в ремонте и эксплуатации.

Почему «Пионер-М»? Пионер - первый, М - морской.

Подписывайтесь на нас в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Telegram – там самая оперативная информация!

Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 (978) 769-73-29. Телефон редакции: +7 (978) 349-48-78.