Премия Рунета-2020
Севастополь
+21°
Boom metrics
Общество31 августа 2022 13:10

Не звони мне, не звони! Не звони мне, ради бога…

Редакция «Комсомольской правды» в Севастополе выяснила, чем опасны спам-звонки и как избавиться от надоедливой рекламы.
Все нежелательные рекламные звонки - это спам Фото: prichaganie.ru

Все нежелательные рекламные звонки - это спам Фото: prichaganie.ru

Что такое спам-звонки и чем они опасны?

Персональные (личные) данные граждан охраняются законом. К ним относится не только номер паспорта или адрес проживания, но и номер телефона, СНИЛС, ИНН, другие сведения, по которым легко идентифицировать конкретного человека. Россиянам постоянно приходится делиться ими: данные запрашивают при заполнении анкет в частных и государственных организациях, их просят при оставлении отзывов, они требуются при регистрации на сайтах и для посещения мероприятий. И хотя везде обещают, что все личные данные в безопасности, через некоторое время начинаются звонки от представителей банков и микрофинансовых организаций, медицинских и страховых компаний, стоматологий и прочих фирм, которые предлагают выгодную ставку, новую услугу, дополнительную скидку.

Все это спам – нежелательные сообщения рекламного характера. Закон разрешает распространять такую информацию по телефону при личной беседе или по смс только после предварительного согласия абонента. И если вы, как владелец номера, не давали письменное согласие на получение таких сообщений, то нарушается ваше право на конфиденциальность личных данных.

- Если вы нигде не оставляли заявку на получение услуги и не ждете звонка, а вам звонят с неизвестного номера и предлагают что-то получить (платно или бесплатно) – это спам, – объясняет ведущий эксперт по защите персональных данных и сооснователь компании Б-152 Максим Лагутин. – Спам не всегда связан с мошенничеством или обманом. Могут звонить и реальные представители какой-то компании. Но если вы не оставляли свои контактные данные, не ждали звонка, вам он не нужен, а вам все равно звонят, это спам.

Может, кому-то и нравится, что ему звонят, предлагают новый лекарственный препарат, приглашают посетить какую-то выставку, рекомендуют зайти в какой-то магазин, пока там действуют огромные скидки. Но не стоит относиться к спам-звонкам легкомысленно, в большинстве случаев они несут опасность. Точнее, опасны не сами звонки, а способ получения телефонных номеров для их осуществления. Спамеры (так называют людей, которые распространяют нежелательную рекламу) обычно действуют двумя способами. Первый – вполне законный – открывают базу телефонных номеров и проверяют, какими пользуются, а какими нет. Это так называемый «холодный обзвон», с помощью которого ищут новых потенциальных клиентов.

Второй способ более опасный: данные получают от компаний, которым ранее человек добровольно оставлял информацию о себе. Это могут быть намеренные выбросы информации, а могут быть взломы баз данных. Как бы то ни было, спамеры получают «слитые» базы, где, помимо номера телефона, указаны имя и фамилия гражданина, адрес его проживания, совершенные покупки и т.д. Если речь не только о распространении рекламы, но и о мошенничестве или обмане, злоумышленники активно пользуются этой информацией.

- В утекшей базе ГИБДД, например, есть паспортные данные граждан. Их могут использовать мошенники для введения человека в заблуждение. Ведь тот же пенсионер может подумать, будто звонит реальный представитель МВД, если у него есть все данные о нем, а не мошенник, – подчеркивает Максим Лагутин. – Часто бывает, что людей запугивают уголовным делом, связанным с их банковскими счетами, и требуют назвать цифры из смс-сообщения. Или звонящий представляется сотрудником службы безопасности банка, говорит, что со счета пытаются списать крупную сумму и, чтобы отменить эту операцию, надо назвать цифры из смс.

Как разговаривать со спамерами?

Если вам звонят с неизвестного номера, предлагают что-то купить или получить, запугивают и требуют какие-то данные, не паникуйте. Предложите собеседнику представиться, предупредив, что эту часть телефонной беседы вы записываете на диктофон. Даже если вы ничего не записываете, мошенникам или спамерам это не понравится, и, возможно, уже на этом разговор закончится.

Если звонящий продолжает вам что-то настойчиво предлагать, вы тоже продолжайте узнавать подробности. Уточните, откуда у него ваш номер, как он его получил, по чьему поручению звонит. Обязательно сообщите, что больше не хотите получать рекламу.

Некоторые говорят, что на вопросы нельзя отвечать словом «да». Якобы звонящие могут записать его, а потом воспользоваться им и, например, взять кредит на имя человека.

- Есть байка, что программы и голосовые помощники записывают ваш голос и потом используют для удаленной идентификации или синтезирования вашего голоса. Наверное, такое возможно, – говорит Максим Лагутин. – Но если вы слышите то, что вам не нравится, проще положить трубку, чем что-то говорить. Просто не отвечайте ни на какие вопросы.

Что сделать, чтобы звонки прекратились?

Если вы уверены, что нигде не давали согласие на рекламу по телефону, а вам все равно названивают, установите на телефон специальную программу, которая помечает подозрительные номера как спам. Это не стопроцентный метод, но в целом работает неплохо.

Незнакомые номера можно заносить в черный список или блокировать Фото: 2dsl.ru

Незнакомые номера можно заносить в черный список или блокировать Фото: 2dsl.ru

Поскольку спамеры всегда звонят с неизвестных номеров, еще один вариант прекратить звонки – в настройках телефона указать, что вы больше не хотите общаться с незнакомыми абонентами. Но учтите, это заблокирует все звонки с неизвестных номеров, вы сможете общаться только с теми абонентами из списка контактов. А ведь ситуации бывают разные, и даже ребенок или сосед, который захочет позвонить с телефона друга, дозвониться не сможет.

Еще один способ – отправлять в черный список того абонента, который звонил, самостоятельно или через оператора связи. Но и это не гарантирует прекращение спам-звонков: у рекламщиков много номеров, всех не заблокируешь.

Можно ли как-то наказать спамеров?

Часто мы не читаем договоры полностью или пропускаем детали. А в них и прячется согласие на распространение рекламы по телефону. Но закон защищает граждан и в этой ситуации: и если человек сначала согласился, в любое время можно отозвать свое согласие.

- Человеку, действительно, могут позвонить из-за того, что когда-то он оставил свои данные в какой-то компании. Но если потом он попросил больше не звонить, а представители компании продолжают ему звонить, это нарушение закона, – говорит Максим Лагутин. – Если на ваши просьбы о прекращении звонков никак не реагируют, не следует продолжать общаться, откажитесь от разговора, прервите звонок.

А еще стоит пожаловаться в управление Роскомнадзора по Республике Крым и г. Севастополю и Крымское УФАС.

Роскомнадзор – структура, которая, среди прочего, следит за соблюдением законодательства о персональных данных. Если вы обращались в компанию, от имени которой вас беспокоят, с требованием прекратить распространять спам, но реакции не последовало, нарушителю грозит штраф за незаконную обработку персональных данных до 300 000 рублей.

СПРАВКА «КП»

Обратиться в управление Роскомнадзора можно следующим образом:

- прийти лично или написать письмо и отправить его по адресу: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, д.27В (в Севастополе подразделений нет);

- подготовить электронное обращение и отправить его на почту rsockanc82@rkn.gov.ru;

- позвонить специалистам в сфере персональных данных и задать интересующие вопросы по телефону 8(3652) 66-92-93 (доб. 3) в рабочее время – с понедельника по четверг с 9 утра до 18 вечера, в пятницу с 9 утра до 16.45.

Еще один государственный орган, где примут жалобу, – Крымское управление Федеральной антимонопольной службы, которая занимается вопросами распространения рекламы. Если согласия абонента на получение рекламных сообщений по телефону нет, антимонопольщики вправе оштрафовать компанию на сумму до полумиллиона рублей.

Крымское УФАС расположено по адресу: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, улица Александра Невского, 1. Сюда отправляют письма и приходят лично в рабочие дни с 9:00 до 18:00 (перерыв – с 13:00 до 14:00). Электронные письма принимают по адресу to82@fas.gov.ru. Севастопольцам проще позвонить в управление по номеру +7 (499) 755-23-23 (доб.092-101) в рабочее время.