Премия Рунета-2020
Севастополь
+6°
Boom metrics
Звезды17 августа 2022 11:00

Сергей Друзьяк о спектакле «Город клоуна Пика»: «Не стоит грустить, нужно обязательно искать выход»

Артист Московского областного государственного ТЮЗа под руководством Нонны Гришаевой Сергей Друзьяк и артист СевТЮЗа Владимир Соловьев рассказали том, как играют одного клоуна, о музыкальных инструментах и волшебстве
Сергей Друзьяк и Владимир Соловьев

Сергей Друзьяк и Владимир Соловьев

Фото: Руслан Коновалов

- Сергей, как вам Севастополь?

- Обожаю. Я бывал тут в школьные годы, мы приезжали с бабушкой, но мне тогда Севастополь запомнился дождливым. Это была зима или осень. Мы посетили Панораму, Диораму, посмотрели памятник Затопленным кораблям. Таким было мое первое знакомство с Севастополем.

Потом однажды в студенческие годы мы с друзьями приехали с палаткой, ночевали в Херсонесе. У меня друг учился на историка, и его коллеги позволили нам расположиться на ночь. А вторую ночь этого путешествия мы провели в театре им. Луначарского. Не знаю, можно ли об этом рассказывать. Хотя уже двадцать лет с тех пор прошло.

Мы подошли к театру, я зашёл со служебного входа, подошёл к вахтёру и говорю: «Здравствуйте, у нас такая ситуация, мы из театрального института, из Ярославля. Одну ночь провели в Херсонесе, а следующую нам негде ночевать. Может быть, у вас где-то тут можно до утра остаться, у нас билет на автобус на завтра. Он говорит: «Приходите вечером после семи часов».

Мы действительно целый день у театра гуляли. Потом вахтер нас завёл наверх, на какой-то четвертый этаж, открыл комнату, мы легли на диваны. Под окном шумела дискотека. Утром мы быстренько убежали, поехали домой.

Для нас всех это было какое-то волшебство. Как будто волшебник какой-то говорит: «Вот ключ, поднимайтесь на четвертый этаж». Как будто сверчок из «Буратино». Сейчас мне уже там не разрешат ночевать!

- Какие эмоции сейчас, когда вы не просто приезжаете отдохнуть, но и поделиться своим талантом?

- Есть такое ощущение обнимашек. Приходят дети, они визжат, они подключаются, отвечают на наши вопросы. С недавнего времени после спектакля мы стали складывать разные фигурки из бумаги. То есть спектакль заканчивается, но не заканчивается, а продолжается в фойе театра. Мы с детьми рисуем, вырезаем, склеиваем. В этом тоже есть такой кайф, мы ближе знакомимся.

- Владимир, как появилась идея поставить «Город клоуна Пика»?

- Изначально такой идеи не было. Все, как обычно, происходит вдруг, внезапно. Но, мне кажется, в творчестве по-другому быть просто не может. Вот так, искра, взрыв, а дальше туман… раз, и мы уже с Серёжей на сцене.

- Я только на днях понял, что мы с Владимиром теперь практически не видимся. Мы месяц репетировали вместе, еще две девчонки, такая компания, а тут бац – в один день играет Владимир, в другой - я.

- Есть желание еще вместе сыграть, планы?

- Конечно. Но конкретно пока не скажем.

Спектакль получился ярким во всех отношениях. Фото: СевТЮЗ

Спектакль получился ярким во всех отношениях. Фото: СевТЮЗ

- Как зрители воспринимают спектакль?

- Мы играем клоуна. А клоунада – это постоянный контакт со зрителем. Это немного отличается от театрального искусства. В театре есть четвертая стена, а у клоунады нет. Поэтому контакт со зрителем здесь просто необходим. Дети иногда просто выходят на сцену, подбегают, обнимают.

- Мне рассказывали, что девочка пришла домой после спектакля и теперь поет песню «Его цирк сгорел».

- А родители как реагируют? Удается ли их вернуть в детство?

- Иногда видно, что родители сами бы хотели выйти на сцену, но пока себя сдерживают.

- Особенно это видно, когда мы выходим в фойе, и я предлагаю ребятам сделать кораблик из бумаги, чтобы на нем поплыть на гастроли. Мы начинаем мастерить, родители участвуют, включается азарт.

Мастерить из бумаги любят и дети, и взрослые. Фото: СевТЮЗ

Мастерить из бумаги любят и дети, и взрослые. Фото: СевТЮЗ

- Владимир, отличаются ли спектакли с разными исполнителями главной роли?

- Конечно, отличаются. На историю спектакля это абсолютно не влияет, как и на настроение. Просто естественно, что мы с Сергеем разные люди, и у каждого какие-то свои прикольчики.

С корабликом у нас история. Пока ставили спектакль, у Сергея появилась идея, что в одной сцене будет кораблик выплывать. Мне эта идея не совсем понравилась, подумал: «Ну, Серегина задумка, пусть у него будет, я не могу это украсть». В итоге мы ещё шутили, что на кассе у людей будут спрашивать: «Вам с корабликом или без кораблика?».

Вариант спектакля "с корабликом". Фото: СевТЮЗ

Вариант спектакля "с корабликом". Фото: СевТЮЗ

- Сергей, как Севастопольскому театру юного зрителя удалось вас пригласить?

- Это волшебство, без этого не обошлось. Я просто гулял с дочкой и супругой по Ялте и встретил Ивана Пачина, мы с ним когда-то снимались в фильме «18-14». И он рассказал, что в Севастополе ставит спектакль «Каштанка», пригласил нас на премьеру. Мы приехали с супругой, с дочкой, посмотрели спектакль. Я плакал, когда гусь умирал. И Владимира там увидел впервые, кстати.

После спектакля мы поехали домой, а потом меня пригласили на фестиваль «Сказочное королевство», в жюри. Там был и Аркадий Черкашин.

Аркадий Черкашин работает как раз в театре Нонны Гришаевой. Мы задействованы в одном спектакле про Винни-Пуха, он играет Кролика, а я - Пятачка. Он и порекомендовал меня в жюри «Сказочного королевства». Самое удивительное, что режиссёр спектакля «Винни-Пуха» - это тот же режиссёр, который поставил «Клоуна Пика». Все так завязано, тут точно волшебство.

- Как бы вы описали севастопольского зрителя?

- Замечательный, безусловно. Вот какая-то интеллигентность есть даже в детях. Когда я в Москве разбрасываю, например, бумагу и предлагаю детям играть в снежки, то все сразу начинают лепить их, мять бумагу. А здесь я увидел, что дети как будто задаются вопросом: «А точно можно это сделать? Мы ведь в театре, неужели можно?» На полсекунды мне показалось, что я увидел это в их глазах. А потом все-таки они согласились поиграть.

- Какие музыкальные инструменты задействованы в спектакле?

- С ними мы познакомились на репетиции.

- За 12 дней мы научились играть на мелодике и на укулеле.

- Мелодику очень хочется порекомендовать всем родителям приобрести для детей. Очень хорошо развивает моторику. Дуешь, и легкие работают. Есть в интернете огромное количество популярных мелодий, которые можно научиться играть одним пальцем. Я сам сейчас этим занимаюсь.

- Владимир, чтобы вы пожелали нашим взрослым и маленьким севастопольцам?

- Хотелось бы в наше сложное время пожелать всем добра и спокойствия.

- Сергей, а вы бы что добавили?

- Наш спектакль начинается с того, что клоун Пик очень грустный, печальный, потому что его цирк сгорел. Что же делать дальше?

Но Пик находит в себе силы и придумывает целый город, целую историю про бумажный цирк. У него бумажные артисты и бумажные жители. В этом есть посыл. Не стоит грустить, нужно обязательно искать выход. Может быть, не в бумажном цирке, а например, в деревянном зоопарке.

- В общем, верьте в чудеса, никогда не опускайте руки, все будет хорошо. Приходите в СевТЮЗ.

- И пусть вам всегда помогают волшебные слова клоуна Пика: «Фифи-мифифи!».