Премия Рунета-2020
Севастополь
+21°
Boom metrics
Общество28 июля 2022 22:00

К 55-летию открытия памятника морякам вспомогательного флота

К вспомогательному флоту относятся транспортные, спасательные, разведывательные и другие суда, плавбазы и доки. И все они внесли значительный вклад в приближение победы в Великой Отечественной войне. Памятник морякам вспомогательного флота был открыт 29 и
Памятник находится на Телефонной пристани в Севастополе. Фото: wikimapia.org

Памятник находится на Телефонной пристани в Севастополе. Фото: wikimapia.org

22 июня немецко-фашистские войска сделали попытку вывести из строя военный и гражданский флот на юге страны. Бомбы обрушились не только на военно-морские базы, но и на торговые порты и судоремонтные заводы. В районе Севастополя с воздуха были сброшены плавучие мины.

Также одним из первых городов, встретивших натиск гитлеровцев, стала Одесса. Город жил благодаря своему порту - единственному выходу из вражеского кольца. Каждая погрузка и выгрузка проходили под бомбардировками, иногда на порт обрушивалось свыше 250 крупнокалиберных снарядов. Но работы продолжались, 36 часов вместо пяти суток понадобилось, чтобы разгрузить пароход «Ташкент», пришедший в Одессу с грузом для фронта.

Пароходства Черноморско-Азовского бассейна с началом войны стали работать на оборону приморских районов и эвакуацию промышленных предприятий и населения.

Летом 1941 г. из Одессы, Херсона, Николаева транспортные суда вывезли в порты Азовского моря, Поти и Новороссийск 274 000 тонн промышленного оборудования и других грузов, а также сотни тысяч гражданского населения и раненых. Переправили из Херсона в Ростов-на-Дону 84 паровоза, 29 тендеров, 44 вагона с грузами и 30 речных судов. Из Одессы в Азовское море отбуксировали три плавучих дока.

Линия фронта двигалась на восток, и нагрузка на транспортный флот возрастала. Эвакуировали порты Таврии и Азовского моря, вывозили население, оборудование заводов, зерно, мелкий и крупный рогатый скот. Осенью 1941 г. для вывоза из Феодосии 56 тыс. тонн зерна использовали танкеры. Это был первый опыт применения наливных судов для перевозки сыпучих грузов.

При выполнении задач ряд судов был потерян. Особенно тяжелой утратой оказалась гибель парохода «Ленин», взорвавшегося по неизвестной причине у Южного берега Крыма 27 июля 1941 г. На нем погибло до тысячи человек - пассажиров и членов экипажа.

Огромную роль сыграл транспортный флот в обороне Севастополя. Единственным путем снабжения оставалось море, на которое было поставлено 45 транспортных судов.

С июля 1941 г. по июль 1942 г. на севастопольской линии работало 68 крупных судов, которые совершили 388 рейсов. Они доставили около 205 тыс. военнослужащих, 1743 автомашины, 305 тракторов, 42 танка, 776 орудий, более 7700 лошадей и много других грузов. Из Севастополя морем было вывезено более 49 000 военнослужащих и эвакуированного населения, 24 000 раненых, тысячи тонн промышленного оборудования.

В невероятно тяжелых условиях работал небольшой экипаж санитарного транспорта «Львов», он совершил 125 героических рейсов в различные порты Черного моря. На судне 325 раз объявлялись сигналы боевой тревоги, около тысячи вражеских самолетов жестоко бомбили транспорт, 728 авиабомб разорвалось около него. Его несколько раз атаковали подводные лодки. Многие члены экипажа были убиты или ранены, но выжившие продолжали перевозку раненых.

В мае 1942 г. противник усилил блокаду Севастополя с моря. В один из рейсов теплоход «Анатолий Серов» выдержал налет 77 вражеских самолетов. Последним в осажденный Севастополь прорвался санитарный транспорт «Белосток». На обратном пути ночью 19 июня он был потоплен торпедным катером. Кораблям охранения удалось спасти 75 раненых, трех пассажиров и 79 членов экипажа. Около 400 человек погибли.

Семь рейсов с грузами в осажденный Севастополь совершил теплоход «Василий Чапаев». Во время рейсов на судно было совершено 20 воздушных атак, сброшено 150 авиационных бомб. Обратными рейсами он вывез из города 5500 человек.

По материалам историко-публицистического издания «Транспорт в годы Великой Отечественной войны. Исторические хроники» Издательство «Пан пресс».

Подписывайтесь на нас ВКонтакте, в Одноклассниках и Telegram – там самая оперативная информация!

Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 978 769-73-29. Телефон редакции: (8692) 99-95-12.