Премия Рунета-2020
Севастополь
+16°
Boom metrics
Общество25 февраля 2022 12:10

Лариса Сулима: «Нам как воздух нужны призеры, победители школьных Олимпиад»

В эфире передачи «Севастополь: здесь и сейчас» на 107,7 FM директор департамента образования и науки Севастополя рассказала о дистанционных уроках, капитальном ремонте школ и подготовке к ЕГЭ
Директор департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима

Директор департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима

Фото: Руслан Коновалов

«РАБОТАТЬ В СЕВАСТОПОЛЕ – БОЛЬШАЯ ЧЕСТЬ»

- Лариса Олеговна, как вы отреагировали на новость о своем назначении и как вам поступило это предложение?

- Предложение поступило от Игоря Анатольевича Михеева еще в ноябре. Я тогда работала в проектном офисе Минпросвещения России по исполнению национальных проектов, и окончание года было насыщенным. С 15 сентября по 14 декабря у нас еженедельные федеральные мероприятия, мы проводили форумы педагогов. Сесть и подумать даже не было времени. Потом Игорь Анатольевич прилетел в Москву, пригласил на встречу в Дом правительства РФ, там он познакомил меня с губернатором. Я попала под очарование Михаила Владимировича и не смогла не принять это предложение. Я сочла огромной честью, что губернатор пригласил меня в свою команду.

Когда ты уходишь из региона в Москву, в федеральные структуры, ты не чувствуешь того, что ты делаешь, создаешь; когда работаешь в субъекте, с конкретными людьми, детьми, видишь свои результаты. Поработать в городе федерального значения для меня огромная честь. Когда я работала в Татарстане, мы сюда часто приезжали. Родители мои из Набережных Челнов, я заканчивала там школу. Трижды приезжала в Севастополь на день ВМФ, даже выходила на корабле на воздушной подушке «Самум». Одно время в Севастополе служил мой брат. Я очень горжусь, что мне представился случай поработать здесь.

КОГДА РАЗОБЩЕННОСТЬ ВО БЛАГО

- Какова сейчас обстановка в школах и садиках в связи с коронавирусной инфекцией?

- Последние три недели мы живем в напряжении, каждый день проводим мониторинг в школах. Пик заболеваемости пришелся на последние дни января - первую неделю февраля. Более 300 классов у нас уходили на карантин, и мы вынуждены были детей переводить на обучение с применением дистанционных технологий. Дети, которые не болеют, могли продолжать учиться. На третьей неделе февраля на карантине находятся 52 класса в 18 школах. За последние две недели на две тысячи детей снизилось количество заболевших, в два раза сократилось количество заболевших учителей. До 16 февраля две школы были на временных каникулах.

- Какие меры предпринимает департамент образования?

- Еще осенью были приняты меры по разобщению школьников: дети занимаются в одном классе, а учителя приходят к ним. Конечно, термометрия, постоянные напоминания о том, что нужно мыть руки, пользоваться антисептиком, укреплять иммунитет, больше гулять на свежем воздухе. В последние три недели специалисты выезжали в образовательные организации проверять, чтобы все меры соблюдались и уроки с использованием дистанционных технологий проводились на должном уровне.

- Как сейчас работает дистанционная форма уроков?

- В целом неплохо, но не без проблем. Система внедряется с прошлого года. За три недели мы плотно сдружились с департаментом цифрового развития, создали рабочую группу. Специалисты оперативно оказывают техническую поддержку, где это необходимо. Провели совещания для директоров, учителей, напомнили, как заходить, открывать, загружать онлайн-урок и так далее. За три недели было проведено более трех тысяч онлайн-уроков. За прошлую неделю в техподдержку поступило всего 25 обращений. Учителя уже умеют пользоваться системой.

ГРАНДИОЗНЫЙ РЕМОНТ В ШКОЛАХ

- В этом году капитальный ремонт начнется в шести школах, почему именно эти учебные заведения были выбраны?

- 25 январям министр просвещения РФ Сергей Кравцов дал старт большой программе модернизации образовательных организаций. Это не просто капитальный ремонт. Это проект, который предполагает обсуждение с учащимися и родителями, что же они хотят видеть в школе. Школы оснастят новой мебелью, необходимым оборудованием.

Капитальный ремонт начнется с 4 апреля в шести школах: № 12, 30, 47, 55, образовательном центре имени В. Д. Ревякина и школе-интернате №6. В четвертой четверти учеников этих школ примут другие учебные заведения.

Ребятам придется учиться в две смены, нужно потерпеть. Мы проводим родительские собрания в этих школах. Конечно, это стрессовая ситуация и для учителей, и для родителей, для выпускников. 11 лет они учились в одной, а заканчивать будут другую школу. Мне бы очень хотелось, чтобы родители отнеслись с пониманием. За три летних месяца невозможно выполнить все работы. До конца 2024 года нам предстоит отремонтировать 48 школ.

Реестр школ формируется на основе федерального статистического отчета, информации об износе школьных зданий и объектов, которые находятся на территории учебных заведений.

О ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЯХ И ЕГЭ

- Будет ли развиваться поддержка одаренных детей?

- У нас грандиозные планы. Даем старт большому проекту по созданию Центра для одаренных детей на базе центра дополнительного образования МАН («Малая академия наук» — прим. ред.), к сентябрю появится три направления: наука, спорт и искусство. В блоке «наука» мы выберем шесть основных направлений, создадим олимпиадный центр. Нам нужно серьезно готовить наших детей, чтобы они становились как минимум призерами Всероссийской олимпиады школьников. Этой осенью стартуют профильные смены. Все дети, которые в этом году наберут достаточное количество баллов на региональной олимпиаде, будут проходить подготовку. Нам уже в следующем году нужны призеры, чемпионы.

- ЕГЭ не за горами. Насколько школьники города к нему готовы?

- Школьники, конечно же, будут готовы, они учились весь год, учителя работали по планам. Будут проверочные тренировочные экзамены, как обычно.

Страх ЕГЭ в головах не у детей, а у родителей. Я бы очень хотела, чтобы родители не нагнетали, не давили, не пугали, не говорили, что ЕГЭ - это что-то страшное.

Я сама проходила этот этап, у меня сын заканчивал 11 класс. Все прошло достаточно легко. Дети не боятся - боятся родители. Ведь на этом жизнь же не заканчивается. Сдал он на тот балл, который от него требуют, поступил? Главное, чтобы дети были счастливыми и любимыми, и все у них будет хорошо.

МОЛОДЕЖИ НУЖНЫ НАСТАВНИКИ

- Будут ли новые меры поддержки для учителей?

- Очень бы хотелось. В прошлом году нашли возможность поддержать классных руководителей и кураторов групп в колледжах. Работает программа «Земский учитель». В этом году нам предстоит подобрать шесть таких учителей для работы в сельской местности. У нас есть дефицит кадров.

В школах работает только 9% учителей в возрасте до 25 лет, 17 % - до 35 лет. Это значит, что более 50 % - зрелые учителя...

Мы обсуждаем, как замотивировать директоров школ, заведующих детскими садами, чтобы они за каждого студента, который приходит к ним на практику, боролись, находили для них дополнительные стимулы. Молодежь – это свежая кровь, это энергия, работоспособность, но им нужны наставники и возможность реализоваться.

ДОСЬЕ «КП»

Лариса Олеговна Сулима, родилась в г. Соликамск Пермской области.

В 1992 году окончила Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «История»; в 2007 году Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт экономики, управления и права», специальность «Юриспруденция». Кандидат исторических наук.

2010-2021 гг. доцент кафедры теории государства и права и публично-правовых дисциплин НОУ ВПО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова».

2014-2018 гг. заместитель министра образования и науки Республики Татарстан.

2018-2020 гг. руководитель департамента по развитию региональной сети, руководитель дирекции региональной деятельности ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» (Москва).

2020–2021 гг. начальник отдела регионального управления проектной деятельностью, заместитель директора Центра информационно-аналитического и проектного сопровождения национальных проектов ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования министерства просвещения Российской Федерации» (Москва).

В проектном офисе министерства просвещения РФ отвечала за организационно-информационное сопровождение региональных ведомственных проектных офисов, контроль и мониторинг исполнения в субъектах национального проекта «Образование».

ОбразованиеИнтересное