Премия Рунета-2020
Севастополь
+19°
Boom metrics
Общество20 февраля 2022 8:00

«Верните бюст на место»: жители Севастополя просят власти навести порядок на смотровой площадке в Ласпи

Туристы недоумевают, куда пропал памятник русскому писателю и инженеру-путейцу Николаю Гарину-Михайловскому?
Место, где был барельеф, пустует с 2016 года

Место, где был барельеф, пустует с 2016 года

Фото: Александр Курбаткин

20 февраля исполнится 170 лет со дня рождения русского писателя, инженера-путейца, начальника изысканий по строительству железной дороги на Южном берегу Крыма Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. Мы сегодня вспоминаем и разбираемся в запутанной истории с пропажей памятного бронзового барельефа писателя и инженера.

…Найден в лесничестве

Память Гарина-Михайловского на Ласпинском перевале решили увековечить потому, что по его изысканиям в советское время была построена автомобильная дорога «Севастополь-Ялта». В 2020 году его «детище» вошло в пятерку самых красивых дорог России. Даже не выходя из машины, можно любоваться множеством красивых видов, одним из которых как раз является Ласпинский перевал. Именно здесь расположена знаменитая смотровая площадка, рядом с которой строители установили бронзовый барельеф знаменитому инженеру. Сейчас на месте барельефа пусто.

- Уже шесть лет его нет. Я помню, что, когда он упал, приехали люди в форме, погрузили его на машину и увезли. С тех пор этот памятник никто не видел, - говорит Нурридин, владелец кафе на перевале.

Мужчина сетует, что каждое лето его донимают вопросами туристы: «А что, тут кто-то умер?».

- Посмотри, как каркас выглядит без портрета. Большой бетонный квадрат, похож на надгробную плиту. Вот и спрашивают, что случилось. Если доходят и читают табличку, возвращаются, интересуются, а где памятник. Что я могу сказать в ответ? – возмущенно говорит Нурридин.

Подозрения, что барельеф все-таки украли, в 2016 году озвучивали журналисты и общественники. Говорили, что памятник хотела купить некая состоятельная дама из Москвы, однако версия не подтвердилась. Ее опроверг начальник управления лесного и охотничьего хозяйства Сергей Скоробреха. Он рассказал журналистам, что упавший от сильного ветра бронзовый барельеф забрали сотрудники лесхоза.

Кстати, барельеф имеет статус объекта культурного наследия, и бывший начальник Севнаследия Денис Проценко тогда же заявлял: «Будем определять организацию, которая возьмется за его реставрацию, находить источник финансирования, и в ближайшее время поставим его на стену».

…Шли годы, но «портрет» Гарина-Михайловского на место не вернулся. В 2019 году история вновь всплыла в СМИ: глава Орлиновского муниципального округа Александр Богуш рассказал журналистам, что «в настоящее время барельеф хранится в Чернореченском лесничестве».

- Я даже не знаю, как он у нас оказался, я тогда здесь не работал; как мне сказали, он упал, и его просто к нам привезли, чтобы не украли. Лежит у нас на хранении, проблем нет, пусть обращаются, я отдам, - рассказывал лесничий Максим Пуцак.

На этом все успокоились...

«Хотел покрыть Россию железными дорогами»

Славу Гарин-Михайловский заслужил еще при жизни. Писатель Корней Чуковский отмечал в нем «никогда не угасавший живой интерес к хозяйственному устроению России, к русской экономике и технике». Александр Куприн ценил «пламенную и сказочную фантазию в деловых проектах». Современники, близко знавшие писателя-инженера, вспоминали, как он шутил, что постройка Южнобережной железной дороги в Крыму стала бы для него лучшим посмертным памятником.

Выполнять проектные работы на ЮБК Николай Георгиевич начал в 1903 году. Всего за восемь месяцев его экспедиция провела технико-экономические расчеты по двадцати двум вариантам трассы, их стоимость колебалась с 11,3 до 24 млн. рублей золотом. Сам инженер стремился осуществить задуманное основательно и с минимальными затратами. На вопрос: «Какая линия дороги будет предпочтительнее?» он неизменно отвечал: «Та, что обойдётся дешевле, рекомендую землевладельцам и спекулянтам поумерить свои аппетиты».

Вид, открывающийся на бухту Ласпи с дороги Севастополь-Ялта

Вид, открывающийся на бухту Ласпи с дороги Севастополь-Ялта

Фото: Александр Курбаткин

Но мечте сбыться не удалось. Прокладка дороги была сорвана начавшейся Русско-японской войной, а Гарин-Михайловский умер в 1906 году от паралича сердца.

Дело Гарина-Михайловского пытались продолжить в 1913 году. Несмотря на Первую мировую войну, были надежды на то, что строительство начнется и будет завершено: правительство предполагало использовать Южный берег как санаторий для раненых, а для этого была нужна железная дорога. Но революция 1917 года прервала работы. Очередную попытку в 1926 году предприняли уже советские инженеры, даже новые изыскания провели, однако через год случилось сильное землетрясение, и мечты о железной дороге рухнули окончательно…

Великий человек велик во всем

Еще один талант Гарина-Михайловского раскрылся в литературе. С середины 1890-х годов он был активным участником марксистской газеты «Самарский вестник», журналов «Начало» и «Жизнь», входил в редакцию большевистского «Вестника жизни». В 1891 году Гарин купил право на издание журнала «Русское богатство» и до 1899 года был его редактором.

Первый успех на литературном поприще пришел к нему в 1892 году с выходом повести «Несколько лет в деревне». Затем на свет появилась автобиографическая тетралогия: «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (не закончена, опубликована в 1907 г.), посвященная судьбам молодого поколения интеллигенции… Писал Гарин и для детей.

Николай Иванович Гарин-Михайловский

Николай Иванович Гарин-Михайловский

В отличие от дела инженерного, в котором Николай Георгиевич, хоть и нехотя, но «признавал свое превосходство», к себе как к литератору он был критичен и недоверчив. На похвалу «Детства Темы» он говорил: «Пустяки. О детях все хорошо пишут, о них трудно написать плохо».

Свои произведения Гарин-Михайловский писал «на облучке»: в купе вагона, каюте парохода, номере гостиницы, в сутолоке вокзала. Этот удивительный во всех смыслах человек исколесил всю Россию. Даже смерть, по выражению Горького, настигла его «на ходу». Гарин-Михайловский скончался от паралича сердца на редакционном заседании журнала «Вестник жизни». После выступления с речью он вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван и умер. Это случилось 27 ноября (10 декабря) 1906 года в Петербурге.

Похоронили его на Литераторских мостках Волковского кладбища в Петербурге. В 1912 году на могиле писателя и инженера установили надгробие с бронзовой горельефной полуфигурой (скульптор Л.В. Шервуд)…

…Так, может быть, к 170-летию Николая Георгиевича настала пора вернуть барельеф на Ласпинском перевале на его законное место?

СПРАВКА «КП»

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852 - 1906) – русский писатель, эссеист, инженер, путешественник.

Родился 20 февраля 1852 года в семье с дворянскими корнями. Закончив гимназию в Одессе, поступил в Петербургский институт путей сообщения.

Принимал участие в постройке Транссибирской железнодорожной магистрали.

Много путешествовал по Дальнему Востоку, после чего появились его описания «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову».

Скончался 10 декабря 1906 года.