Премия Рунета-2020
Севастополь
+16°
Boom metrics
Общество4 февраля 2022 8:45

Шедевры «одинокого» мастера: житель Севастополя Евгений Ульянов создает уникальные панно из дерева

Крымские пейзажи вдохновляют на создание шедевров, а их создатели живут в глуши, где им никто не мешает. Евгений Ульянов один из них…
Евгений Ульянов на фестивале в Камбодже

Евгений Ульянов на фестивале в Камбодже

Майор со стамеской

С Евгением встречаюсь в его мастерской, по факту являющейся трехкомнатной квартирой. Одна из комнат переделана так, чтобы все было под рукой. Стамески, станок для их заточки, мольберт для картин, стол и прочие аксессуары. Из окна открывается чудесный вид на поселок ГРЭС, расположенный недалеко от Инкермана. Днем здесь настолько тихо, что место воспринимается как параллельная Севастополю вселенная. Идеальные условия, чтобы погрузиться в работу на пару месяцев. Именно столько времени требуется мастеру на одну картину…

- Заниматься резьбой я начал в армии, когда служил в Омске в ракетных войсках стратегического назначения. Не удивляйтесь, у меня за спиной Львовское высшее военное училище, факультет культурно-просветительской работы (такой факультет выпускал заведующих солдатских клубов). Вот и хобби выбрал себе соответствующее, - рассказывает Евгений (сейчас он военный пенсионер, майор в отставке).

Жил в военном городке, в свободное от службы время для души занимался резьбой по дереву. А недалеко от музыкальной школы, куда он водил дочку, были мастерские резчиков. Поход туда изменил всю его жизнь…

- В первый раз заявился я туда при всем параде. То есть в военной форме. Художники были очень удивлены и не понимали, что потребовалось военному человеку в их скромной обители. После моего рассказа предложили принести работы. Принес. Каково же было моё удивление, когда все начали над ними смеяться. Я искренне не понимал, что смешного в моих «шедеврах». Оказалось, что я полный профан в резьбе, хотя нужными задатками, конечно, обладал. Так и стал захаживать в гости, учился всему, что видел, - вспоминает Евгений.

В мастерской познакомился с Владимиром Никифоровым, известным мастером по дереву.

- Владимир не был мне учителем в прямом смысле этого словам. Мы просто дружили. Порой я принесу работу, над которой трудился неделями, а он раскритикует. Приходилось полностью переделывать. И критика его всегда была по делу. Во многом, именно благодаря ему я стал тем, кем являюсь сейчас.

Тихая слава, фестиваль в Камбодже и немного философии

Со службы Евгений уволился в 2007 году. Тогда же и стал больше времени уделять своему хобби. Работы мастера постепенно приобретали популярность в узких кругах. О талантливом резчике заговорили даже за границей. Появились первые покупатели и даже постоянные клиенты.

А вот и панно, которое наш мастер с коллегами создали на фестивале

А вот и панно, которое наш мастер с коллегами создали на фестивале

- Цели заработать на картинах я никогда себе не ставил. Мне просто нравилось то, чем я занимаюсь. И тут есть нюанс: никто в очереди за моими картинами не стоит, но и без работы я не остаюсь. Ведь пока делаешь одну работу месяц, два, а то и девять месяцев, следующий заказчик уже находится. Был у меня в Омске приятель. Знал все мои работы, себе частенько заказывал для интерьера, а также считал честью одолжить картины для показа на всевозможных выставках. Если говорить грубо, то за все время я создал более 50 работ. Большая часть продана. Что-то оставил себе, - рассказывает Евгений.

Работы севастопольского мастера разлетелись по всему земному шару. Израиль, Бельгия, Германия, Камбоджа. В Камбодже, кстати, хранится одна из самых больших работ. Над ней Евгений работал в 2018 году во время международного фестиваля World Wood Day - дословно «Всемирный день дерева».

- Если не ошибаюсь, было более 100 участников из 75 стран мира. Нас распределили на группы по три, четыре человека и дали девять дней на создание картины. Тема была «Дерево – это жизнь». Что-то в таком ключе. Вместе со мной в группе были русскоговорящие прибалт и узбек. Оба замечательные мастера. Да и сам фестиваль был очень хорошим. Все дружно общались, делились опытом, даже языковой барьер не мешал. Все было понятно без слов. Жаль, что из-за ковида его проведение приостановили, - говорит Евгений.

Одна из картин, которая осталась у мастера и украшает его дом, называется «Беркутчи. Утро великолепной охоты». Она поражает своей детальностью.

Картина «Беркутчи. Утро великолепной охоты»

Картина «Беркутчи. Утро великолепной охоты»

- Беркутчи – так называют охотника, который воспитывает беркутов и с их помощью ловит зверя. С такой охотой связана целая система философских взглядов на жизнь, на природу. В моей работе беркутчи только готовится к охоте, но все у него «валится» из рук. Вот в незащищенную кисть руки впились когти хищника. Озорной щенок не упускает возможности поиграться с хозяином, в пасти он сжимает кусок ткани, которую держит человек. Одеяние охотника: его халат порван и ветх, видны заплатки… Но это только утро.. Впереди день азарта и куража. Вечером, когда он вернется домой с добычей, мелкие хлопоты забудутся, - объясняет Евгений.

Иконы как вид искусства

Помимо картин пенсионер также делает резные иконы.

- На русской земле первые резные иконы из дерева появились в XI веке и быстро набрали популярность. К сожалению, в середине XVII века, когда была проведена реформа патриарха Никона, согласно которой под страхом смерти запрещалось изготавливать и держать в храмах, а также в своих домах объемные иконы, русское искусство резьбы по дереву получило серьезный удар. Все, что было создано за долгие годы, сжигалось, изрубалось топорами. С приходом к власти большевиков мы потеряли даже то, что когда-то удалось сохранить. Сейчас этот вид искусства только начинает оживать. К слову, Владимир Никифоров был одним из мастеров иконописи. Сейчас я продолжаю его дело. В настоящий момент тружусь над семейной иконой, которую мне заказал мужчина из Москвы. На работу потрачено шесть месяцев, - говорит Евгений.

Создание такой иконы требует большого мастерства

Создание такой иконы требует большого мастерства

На вопрос о цене своих работ мастер ответил так: «Если разбить на месяцы, то средняя зарплата по стране».

- Понимаете, я очень строг к себе и к своему искусству. Если вижу, что можно сделать лучше, то потрачу на работу столько времени, сколько нужно. Поэтому и оцениваю картины, исходя из затраченного на них времени.

Несмотря на опыт и возраст, брать учеников Евгений не торопится. Признается, что это большая ответственность, да и педагогического образования он не имеет. Хотя пара воспитанников у мастера все-таки есть. Первая – это его внучка Есения, которая навещает дедушку летом. Второй – севастопольский школьник.

- Мама мальчишки нашла мой телефон в интернете. Позвонила, рассказала, что сын увлекается резьбой, полюбил работать с деревом в школе и что очень хочет развиваться в этом направлении. Уже несколько месяцев они вдвоем приходят ко мне, и я даю небольшие уроки. Не знаю, что из этого получится…

На одной из выставок в Балаклаве к искусству резьбы по дереву приобщилась депутат Госдумы Татьяна Лобач

На одной из выставок в Балаклаве к искусству резьбы по дереву приобщилась депутат Госдумы Татьяна Лобач

P.s.

В конце нашей беседы Евгений обмолвился, что все резчики в глубине души - одиночки. А так как трудно все время сидеть дома и работать, то многие вступают в тематические группы в социальных сетях. Там они обсуждают работы друг друга, делятся советами…

- Если вам интересна резьба по дереву, найдите подходящую для себя группу и не бойтесь общаться с другими мастерами. Так вы не только найдете единомышленников, но и улучшите свои умения…