Премия Рунета-2020
Севастополь
+23°
Boom metrics
Общество3 февраля 2022 11:25

Наследие Украины: дно Балаклавской бухты расчищают от затопленных катеров

Первые «находки» – затопленный причал и рейдовый катер завода «Металлист»
Поднятый со дна РВК-376-У смотрится почти как музейный экспонат.

Поднятый со дна РВК-376-У смотрится почти как музейный экспонат.

Что бы ни говорили противники яхтенной марины в Балаклаве, а проект уже приносит пользу городу. В рамках подготовки к строительству со дна бухты был поднят рейдовый катер, затонувший 15 лет назад…

Утопили и не искали…

Найти в открытых источниках точную дату, когда в бухте случилось ЧП, практически невозможно. Даже в судебных разбирательствах прокуратуры и властей города указан приблизительный период, когда катер мог уйти под воду. РВК-376-У (модель катера – прим. автора) «пропал» в 2010 году. Он был первым в числе объектов, которые завод «Металлист» предпочел просто оставить на дне. Спустя два года затонул заводской железный причал, а в начале 2014-го - буксирный катер «БУК».

Так и ржавели бы на дне никому не нужные суда, если бы не вмешательство в это дело сотрудников природоохранной прокуратуры. В 2016 году в ходе проверки территории завода опасный металлолом обнаружили водолазы. Из всех щелей вытекали нефтепродукты, загрязнявшие воду в Балаклавской бухте.

Внутри рейдового катера все проржавело

Внутри рейдового катера все проржавело

Ответственным за подъем «затонувших» было назначено главное управление природных ресурсов и экологии. По решению суда срок завершения работ был назначен на 2 марта 2018 года. Экс-глава Севастополя Дмитрий Овсянников даже поручил внести поправки в бюджет и учесть необходимую на спецоперацию сумму. Но дальше этого дело не пошло - суда продолжали ржаветь и портить воду.

Летом 2020 года главное управление природных ресурсов и экологии правительства Севастополя заключило контракт с компанией «Вторресурс», специализирующейся на утилизации старых судов. После продолжительной подготовки водолазы приступили к работе. «БУК» и причал удалось поднять со дна за 7 дней. В спецоперации принимали участие 25 сотрудников компании.

- Когда я увидел, на что был похож этот причал, сразу вспомнил «Пиратов Карибского моря»: тот момент, когда из воды выплывает «Летучий Голландец». Он был сильно изъеден ржавчиной, - рассказывал «Комсомолке» генеральный директор «Вторресурса» Владимир Шаталов.

Сын разгильдяй утопил катер отца

Затем очередь дошла до рейдового катера РВК-376-У. Поднятый катер сейчас находится на одном из пирсов Балаклавы. В социальных сетях были опубликованы весьма подробные фотографии.

Автор поста отметил, что поднятое судно является предпоследним артефактом бухты и на дне остался только катер «ЛАГ», затонувший около кинотеатра «Родина».

«Его поднимут при реконструкции набережной Назукина в 2023 году», - написал автор.

Катер «ЛАГ» считался местной достопримечательностью, а утонул в новогодние праздники, 2 января 2010 года, на глазах у 300 балаклавцев.

«ЛАГ» принадлежал предпринимателю из Днепропетровска. Мужчина катал на нем друзей и партнеров по бизнесу. В 2009-м судовладельцу пришлось отбыть на родину. Ключи от катера он передал сыну. Как обращаться с приобретением, парень не знал. По рассказам капитанов, новый владелец «ЛАГа» сначала продал чугунные чушки балласта со дна катера. Затем сбыл топливо и масло. Последней пошла в ход выхлопная медная труба весом более 20 килограмм.. В борту катера зияла дыра. Полученные деньги отрок спускал на развлечения…

С каждым днем крен судна от набранной воды увеличивался, что не могли не заметить дежурные причала. В ноябре на борт катера поднялся инспектор по безопасности судовождения в бухте. Не прошло и двух минут, как служащий заявил: «Тонет. Нужно что-то делать». Но никто не услышал.

ЛАГ тонул долго

ЛАГ тонул долго

И случилось то, о чем предупреждал инспектор: 2 января «ЛАГ» превратился в «Титаник», правда, без пассажиров. Судно уходило на дно, вода поступала уже не только через дыру от выхлопной трубы, но и через борт. Около 11 вечера катер пустил пузыри и лег на дно.