Политика31 мая 2021 22:00

От Черного моря до Арктики: в Севастополе приняли в состав флота новый морской танкер «Вице-адмирал Паромов»

Вспомогательное судно способно эффективно выполнять снабжение надводных кораблей при любых условиях
Морской танкер «Вице-адмирал Паромов»

Морской танкер «Вице-адмирал Паромов»

Корабли вспомогательного флота редко оказываются в центре внимания, но без их участия не обходится ни один крупный военный поход. Выступая в 2019 году, министр обороны Сергей Шойгу заявил, что до 2027 года ВМФ получит 176 новых вспомогательных судов. Оказались в этом списке и малые морские танкеры проекта 03182.

Нужный флоту, нужный стране

Государственная программа обновления Военно-морского флота страны работает как швейцарские часы. Даже пресловутая пандемия коронавируса не в силах отстрочить появление в водах России современной военно-морской техники. В конце мая в Севастополе отмечали очередное пополнение. После длительных испытаний новый морской танкер «Вице-адмирал Паромов» был принят в состав Черноморского флота. По традиции церемония проходила на причале у Минной стенки. В феврале на этом же месте принимали малый ракетный корабль «Грайворон».

Капитан судна офицер запаса Фаик Кафисов вместе с командой на вертолетной площадке

Капитан судна офицер запаса Фаик Кафисов вместе с командой на вертолетной площадке

Фото: Александр Курбаткин

- Уважаемые товарищи! На Черноморском флоте знаменательное событие. На малом морском танкере «Вице-адмирал Паромов» торжественно поднят Андреевский флаг. Строй пополнился еще одним, очень нужным флоту судном. Танкер назван в честь заслуженного моряка вице-адмирала Рудольфа Васильевича, командира 8-й оперативной эскадры ВМФ СССР, - сказал в приветственной речи заместитель командующего Черноморским флотом вице-адмирал Сергей Пинчук.

Вице-адмирал отметил, что реализация кораблестроительной программы, предусматривающей создание и спуск на воду современных подводных лодок, боевых кораблей и судов обеспечения, как никогда необходима стране.

- Этому нас обязывают серьезные угрозы и вызовы, стоящие перед Россией. Мы видим, как расширяется НАТО, как развивается военная инфраструктура Альянса вблизи российских границ. Активизируются морские силы блока и в Черном море. В этих условиях интенсивно обновляется Черноморский флот, только за последние годы мы получили более десяти различных кораблей и судов, - подчеркнул Пинчук.

Курс на универсальность

Задача «Вице-адмирала Паромова» - эффективно выполнять снабжение надводных кораблей и судов флота. По данным ЗПКБ, дедвейт судна включает 200 т флотского мазута, 250 т дизельного топлива, 420 т пресной воды. Помимо этого, танкер способен эффективно выполнять снабжение надводных кораблей и судов флота, передавать им различные грузы, принимать льяльные воды и твердые отходы.

Кран для транспортировки грузов

Кран для транспортировки грузов

Фото: Александр Курбаткин

Благодаря особенностям конструкции танкер способен транспортировать как жидкие, так и сухие грузы. Более того, конструкция корпуса предусматривает возможность работы в арктической зоне с максимальной шириной льда до 1 метра. И это еще не все особенности.

- Функционал был расширен за счет установки вертолетной площадки и собственного грузового крана. Судно имеет неограниченный район плавания, уникальную маневренность, а также наивысший класс автоматизации AUT-1 и ледовый класс Arc4. Не забыты здесь и люди. Для экипажа созданы достойные бытовые условия: размещение в одно- и двухместных каютах, оснащенных санитарными блоками. Имеются гладильная, прачечная и сауна, - рассказал начальник службы вспомогательного флота департамента транспортного обеспечения МО РФ капитан 1-го ранга Сергей Епифанов.

Он подчеркнул, что до 2023 года в России появится еще три таких судна.

- Один танкер отправится на Балтийский флот, еще два - на Тихоокеанский, - отметил Епифанов.

Танкер способен перевозить до трех контейнеров с сухим грузом по 15 тонн каждый

Танкер способен перевозить до трех контейнеров с сухим грузом по 15 тонн каждый

Фото: Александр Курбаткин

Помимо доставки грузов, «Вице-адмирал Паромов» может осуществлять патрулирование в районах судоходства. В случае необходимости танкер способен оказать помощь терпящим бедствие судам.

На шаг впереди

Сердце судна - энергоустановка, построенная на основе трех дизель-генераторов мощностью по 1600 кВт каждый и двух по 400 кВт. Также в корме расположены две винторулевые колонки с электродвигателями мощностью по 2175 л.с. Все это в купе обеспечивает дальность плавания до 1500 морских миль и автономностью до 30 суток.

Электромеханик Николай Заморин

Электромеханик Николай Заморин

Фото: Александр Курбаткин

- В зависимости от нагрузок танкер работает на одном, двух или трех дизель-генераторах, - объясняет электромеханик Николай Заморин. - Еще лет 20 назад я и подумать не мог, что буду управлять таким судном всего лишь «парой кнопок». Система полностью автоматизированная, даже дежурить на вахте уже не надо. Если какая авария, подается сигнал на компьютер, я информирую моториста, проблема решается.

Как доложил на церемонии начальник Управления кораблестроения ВМФ капитан 1 ранга Ильяс Шигапов, танкер успешно завершил все виды испытаний и подтвердил заданные характеристика. На данный момент экипажу поставлена задача ввода в состав сил постоянной готовности и подготовки к дальнему походу.

На борту - радистки!

Экипаж корабля - 24 человека, из них шестеро женщины. Особого внимания заслуживают студентки Ломоносовского морского колледжа ВМФ. На борту танкера «Вице-адмирал Паромов» им предстоит пройти практику.

- Я радиооператор. В этом году окончила второй курс, - рассказывает Софья Сивиркина. В Севастополь девушка попала по распределению вместе со своей подругой Валерией. Курсанткам предстоит научиться пользоваться радиоаппаратурой, ориентироваться в сводках погоды и разбираться в судовых журналах. Кроме того, их ждет курс технического осмотра и ремонта оборудования.

Севиркина Софья - курсант Ломоносовского училища военно-морского флота

Севиркина Софья - курсант Ломоносовского училища военно-морского флота

Фото: Александр Курбаткин

Танкер был построен на нижегородском предприятии «Волга» по проекту АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» и является головным судном данного проекта.