Boom metrics
Общество20 мая 2021 8:05

«Педагог должен постоянно меняться»: Альбина Николаева представит Севастополь на Всероссийском конкурсе «Учитель года»

Чтобы узнать подробности о предстоящем творческом испытании, с учителем русского языка встретился корреспондент «Комсомолки»
Альбина Николаева со своими учениками

Альбина Николаева со своими учениками

В России первый профессиональный педагогический конкурс назывался «Учитель года СССР». Из-за того что впервые его провели в 1990 году, век конкурса оказался недолгим. После распада Союза сократилась не только название, но и география участников. Спустя годы, когда Севастополь вернулся в родную гавань, учителя города-героя вновь получили возможность принять участие в конкурсе. Этой осенью всероссийский этап будет проходить в Ростове-на-Дону, а представит наш город учитель русского языка и литературы школы № 3 Альбина Николаева. Эту почетную миссию педагог получила заслуженно. В апреле она стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России 2021». «Комсомолка» встретилась с учителем и узнала, какое место в ее жизни занимают ученики и уроки словесности.

«Я шла к этому конкурсу всю жизнь»

- Альбина Алиевна, поздравляем вас с победой на региональном этапе. Скажите, почему решились принять участие в конкурсе? Насколько я знаю, вы в Севастополе сравнительно недавно.

- Да, в школе № 3 преподаю с сентября 2020 года, однако мой общий педагогический опыт составляет уже 25 лет. Это то время, когда достигаются вершины профессионального мастерства, но желание узнавать и постигать только обостряются. Подобные конкурсы - это всегда возможность в первую очередь познакомиться с инновациями и поделиться наработанным опытом. Также конкурс дает ответы на вопросы, которые задаёт само время. Например, как учить сегодня детей XXI века? Как заинтересовать их книгой в эпоху цифровых технологий. Что касается всероссийского этапа, то не буду лукавить: к этому конкурсу я шла всю свою жизнь.

- После 25 лет в школе вы считаете преподавательскую деятельность профессией или все-таки призванием?

- Если учитель любит свое дело - он хороший специалист. Если он любит и дело, и детей - это настоящий учитель. Вся его жизнь должна быть примером, образцом для подражания. Именно в этом я вижу призвание.

- Как получилось, что вы стали учителем?

- Совершенно неожиданно. Родители пророчили мне быть бухгалтером, и все к этому шло, но в 7-м классе у нас появился замечательный классный руководитель. Учительница русского языка и литературы Зинаида Осировна Цейтлин буквально ворвалась в мою жизнь и жизнь моих одноклассников, навсегда изменив отношения к своему предмету. Ее любили все без исключений. Каждый урок - праздник. Я даже начала писать рассказы в старших классах. А потом осознала: хочу, как она, зажигать сердца.

- Ожидание от профессии и реальность сильно отличаются?

- Я отношусь к той категории учителей, которая, пережив многочисленные «перестройки», понимает, что еще есть «подводные камни» в отечественном образовании. И порой ожидания не совпадают с реальностью. Это касается особенно молодых специалистов. Однако необходимо отметить положительную тенденцию, с каждым годом в нашем государстве поднимается социальный статус учителя, укрепляется престиж профессии, повышается заработная плата. Благодаря реализации национального проекта формируется современная образовательная среда, предоставляющая учащимся и учителям все возможности для успешной реализации научных идей и творческих замыслов. Главное, любить свое дело и болеть за него. Тогда общими усилиями можно создать такую атмосферу, где не будет никаких отличий. Если спросите, разочаровалась ли я в системе, - нет, не разочаровалась.

О гаджетах, ЕГЭ и классике преподавания

- Коль мы перешли к системе образования, позвольте вопрос. В Госдуме предложи отменить ЕГЭ. Ваше мнение?

- Против отмены. Отношение в обществе к единому государственному экзамену, конечно, неоднозначно. Что касается моих предметов, то я считаю, что ЕГЭ стимулирует детей учиться грамотно писать, а подготовка к нему способствует развитию коммуникативных компетенций, которые сейчас так важны. Когда я училась, в выпускном классе было одно сочинение «на аттестат зрелости». Писалось оно 6 часов и в родных стенах, да и учителя помогали, это не секрет. Сейчас же все зависит только от ребенка и его собственных знаний. И это правильно.

- 10 лет назад все школьники писали шпаргалки, сейчас смартфоны и планшеты. Как гаджеты влияют на грамотность?

- Гаджеты – это, конечно, беда, но они неотъемлемая часть жизни подрастающего поколения. Бороться с ними бесполезно. Нужно дружить. Не запрещать телефоны, а, наоборот, использовать их в своих уроках. Например, попросить зайти на мой учительский сайт и решить приготовленные к данному уроку тесты. Таким образом, и любимый гаджет в руках, и уровень знания проверен. При таком подходе процесс обучения становится намного эффективнее, доступнее и интереснее.

- К какому типу учителей вы себя относите - новатор или классик?

- Я всегда считала, что я педагог-классик. Но сейчас все-таки ощущаю себя новатором. Дети меняются, приходится подстраиваться. То, что нам сейчас кажется инновацией, для ребят - норма. Учитель должен постоянно меняться, чтобы оставаться на одной волне с учениками, и в то же время направлять их в нужное русло.

- Какую технологию в обучении сегодня детей можно считать наиболее актуальным?

- Для меня актуальна личностно-ориентированная технология обучение в сотрудничестве, при которой наставник занимает позицию помощника, помогает ученику самостоятельно осваивать новые знания, навыки. Сразу вспоминается притча про «рыбу и удочку»… Дай голодному рыбу - и ты накормишь его на один день. Дай ему удочку, научи ловить рыбу - и ты накормишь его на всю жизнь. Я считаю, задача учителя сделать так, чтобы дети сами захотели получать знания и создать для этого все необходимые условия. Искать творческие подходы, проводить нестандартные уроки, раздвигая пространственные и временные рамки, развивая у учеников те навыки, которые им реально пригодятся в жизни (здесь показателен опыт финских школ). Применительно к русскому языку и литературе - это умение красиво и грамотно излагать свои мысли, удачно самопрезентовать себя в обществе.

- Что в этом помогает больше - русский язык или литература?

- Мне бы хотелось ответить, что в равной степени, но все же с небольшим отрывом побеждает литература. В художественных произведениях находятся ответы практически на все житейские вопросы.

«Толстого и Достоевского нужно понять»

- Дети все еще читают книги?

- Мало, но читают. Часто пытаются хитрить с помощью «Брифли». Это сайт, где публикуются произведения в кратком содержании. Но стоит задать подробный, не касающийся основной сюжетной линии, и хитрец «попадается». Больше любят смотреть, а не читать. Уже по многим произведениям классической литературы сняли фильмы или сериалы.

- Многие родители считают, что образованием их детей должна заниматься школа, в том числе прививать такие вещи, как любовь к чтению. Может ли учитель добиться таких результатов?

- В наше время, когда вокруг детей формируется большое количество массмедиа и видеоконтента, любовь к книгам нужно прививать прежде всего в семье. Родители должны культивировать ценность книги. Читать с рождения! Вместе с погремушками должны появляться книжки с большими яркими картинками. Да и читать необходимо всем вместе, а не так: дать задание и пойти смотреть телевизор. Не просто читать вместе, но и потом обсуждать всё, что угодно: сюжет, действия героев или эмоции, которые вызвала книга. Лучше всего давать возможность.

- Как мотивировать на чтение дома? Как вы делаете это на уроках?

- Надо просить прочитать книгу не потому, что это программное произведение в школе, а потому что она дорога лично вам и вы хотели бы познакомить ребенка с ней. К примеру, моя любимая книга «Война и мир». Каждый раз, когда я ее перечитываю, мое отношение к ней меняется. И когда мы проходим ее в 10 классе, я делюсь с учениками теми эмоциями, которые роман вызывал у меня в их возрасте. Также я предлагаю им встать на место героев и рассказать, как они бы поступили, оказавшись в той или иной ситуации. Такой интерактив помогает осилить сложную информацию. По такому же принципу легче изучать и Достоевского.

- Кто из героев «Войны и мир» вам ближе?

- Для меня, наверное, ближе всех Пьер Безухов. Нравится его позиция, его отношение к жизни.

-О классике поговорили. Как обстоят дела с современной литературой?

- В данный момент моим детям нравится Людмила Улицкая. Ребята были в восторге, когда прочитали «Дочь Бухары». Это жизненная книга, поэтому и «цепляет». Впрочем, у Улицкой все произведения такие. Так как в школе в большей степени упор делается на классику, то современных авторов дети зачастую постигают сами. Порой мне кажется, что они больше делятся прочитанным со мной, чем с родителями. Ждут, чтобы похвалила, часто спрашивают мое мнение насчет той или иной книги. А если я что-то не прочла, то отвечаю прямо: «Постараюсь прочитать и ответить на твой вопрос».

- Вы считаете себя больше учителем литературы или русского языка?

- Первые 15 лет я больше склонялась к литературе. Сейчас - к русскому языку. На всероссийском этапе конкурса «Учитель года» мне предстоит выбрать направление, думаю, что это будет русский язык. Хочется показать красоту и богатство русского слова.