Премия Рунета-2020
Севастополь
+11°
Boom metrics
Общество10 апреля 2021 9:00

Как Чеховская «Чайка» с триумфом взлетела в Севастополе

Мало кто знает об одной из интереснейших страниц в культурной жизни нашего города, связанной с творчеством Чехова
Чехов читает пьесу «Чайка» для участников спектакля. 1898 год. Автор фото: Музей МХАТ, Документальный фонд

Чехов читает пьесу «Чайка» для участников спектакля. 1898 год. Автор фото: Музей МХАТ, Документальный фонд

Севастопольская «Комсомолка» нашла интересные архивные документы о первых гастролях Московского Художественного театра в Севастополе, прошедших 121 год назад - с 10 по 13 апреля 1900 года.

«ОН ЭТО НЕ ПЕРЕНЕСЕТ»

Но вернемся на несколько лет назад до этих событий.

За два года до гастролей, в 1898 году, Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко основали в Москве Художественно-общедоступный театр. Премьера первого спектакля состоялась на сцене молодого театра в московском саду «Эрмитаж» - это была постановка по трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Первые два года успех театра был средним. Активные поиски привели создателей театра к пьесам Антона Чехова.

- Первая постановка чеховской «Чайки» на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге в 1896 году провалилась. Для Чехова это было тяжелейшим ударом, и не важно, по каким причинам это произошло: халатное ли отношение режиссера к постановке или неудачно сложившиеся обстоятельства. Писатель замкнулся, никак не соглашался на постановку своих пьес, но все же Немировичу-Данченко удалось получить разрешение автора на новую постановку «Чайки» на сцене молодого театра. И Чехов, с трудом согласившийся на постановку, тем не менее, с удовольствием присутствовал на репетициях спектакля, - говорится в архивных записях историка Татьяны Булавкиной.

Однако все боялись, что в случае неудачи и без того сложное психологическое состояние Чехова только усугубится. Многие опасались, что очередной провал спектакля он не перенесет.

«...ГОРА ИДЕТ К МАГОМЕТУ»

Сохранились воспоминания Константина Станиславского:

«…Как мы играли - не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рев, треск, бешеные аплодисменты. Занавес раздвинулся, опять задвинулся, а мы стояли как обалделые. Потом снова рев и снова занавес…»

Триумфальная премьера «Чайки» состоялась в МХТ на сцене сада «Эрмитаж» в Каретном ряду 17 декабря 1898 года.

Успех необходимо было закрепить. Антон Чехов, находившийся в то время по состоянию здоровья в Крыму, в письмах к Станиславскому выражал радость по поводу успеха его пьес на сцене МХТ и сожалел, что не может приехать в Москву. Он очень хотел увидеть свои пьесы в исполнении артистов МХТ и приглашал труппу к себе в Ялту.

Несмотря на большие сомнения и риски, связанные с поездкой в провинцию, Станиславский принял решение везти театр в Крым.

Труппа МХТ в гостях у Чехова Автор фото: Музей МХАТ, Документальный фонд

Труппа МХТ в гостях у Чехова Автор фото: Музей МХАТ, Документальный фонд

Из его воспоминаний:

«Это была весна нашего театра, самый благоуханный и радостный период его молодой жизни. Мы ехали к Антону Павловичу в Крым, мы отправлялись в артистическую поездку, мы - гастролеры, нас ждут, о нас пишут. Мы - герои дня не только в Москве, но и в Крыму, то есть в Севастополе и в Ялте. Мы сказали себе: «Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы. Если Магомет не идет к горе, гора идет к Магомету».

ПООБЕЩАЛИ ПО ПЬЕСЕ

- Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко очень рисковали, решившись на крымские гастроли и выбрав Севастополь в качестве первого провинциального города, которому они показали свой новый молодой московский театр. Однако стимулом для поездки было не только желание порадовать автора пьес и предъявить публике свою творческую новизну. Были и еще более серьезные причины, - продолжает Татьяна Булавкина.

Об одной из них, едва ли не самой главной, написал Станиславский, подводя итоги гастролей: «Наши гастроли в Крыму кончились. В награду за наш приезд Чехов и Горький обещали написать нам по пьесе. Между нами говоря, это и была одна из главных причин, почему гора двинулась к Магомету».

Репертуар для молодого театра, только заявившего о себе, означал практически всё. С постановки «Чайки» Антона Чехова и гастролей в Крыму началась новая эпоха для МХТ. Московский Художественный театр привез в Севастополь четыре пьесы, две из которых принадлежали перу Чехова.

СТОЯЛИ ДАЖЕ В ПРОХОДАХ

Играли спектакли лучшим составом. Вот краткая хроника первых гастролей МХТ в Севастополе. Крымская газета «Новое время» от 12 апреля 1900 года пишет:

«Севастополь, 11 апреля. Первый спектакль труппы Московского Художественного театра прошел вчера при полном сборе и с блестящим успехом в художественном отношении. Пьеса Чехова «Дядя Ваня» была поставлена с большим старанием. Публика много раз вызывала автора и награждала шумными аплодисментами».

«Новости дня» от 13 апреля 1900 года: «Нам телеграфируют из Севастополя: второй спектакль труппы Художественного театра, до которого шли «Одинокие» Герхарда Гауптмана, имел успех сенсационный. Публика прослушала с поразительно выраженным пониманием. Антракты прошли среди многочисленных восторженных вызовов артистов.

Театр в Севастополе, начало 20 века. Автор фото: Музей МХАТ, Документальный фонд

Театр в Севастополе, начало 20 века. Автор фото: Музей МХАТ, Документальный фонд

«Новости дня» от 15 апреля 1900 года: «Нам телеграфируют из Севастополя, что для 3-го и 4-го спектакля труппа Художественно-общедоступного театра поставила «Эдду Габлер» и «Чайку». И эти спектакли шли при переполненном зале, со стоящими во всех проходах зрителями и с очень крупным успехом. В последний спектакль артистам была устроена небывалая в Севастополе овация, причем был прочитан прекрасно составленный адрес, покрытый несколькими сотнями подписей. Всем артисткам поднесены цветы. В воскресенье труппа дает свой первый спектакль в Ялте».

«Из Севастополя нам пишут: спектакли Московского Художественного театра закончились у нас 13 апреля, с большой торжественностью. Шла «Чайка» Чехова под руководством самого автора, приехавшего в Севастополь специально для того, чтобы присутствовать при исполнении труппою Художественного театра его пьес. Как и на представлении «Дяди Вани», переполнившая наш летний театр публика неистово стала вызывать автора уже после 2-го акта, и талантливый писатель каждый раз появлялся на сцене, окруженный артистами с Владимиром Немировичем-Данченко во главе…»

ТРИУМФАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ

Молва об оглушительном успехе севастопольских гастролей летела впереди театра. Гастроли в Ялте закрепили этот успех, и дальше началось триумфальное шествие МХТ и чеховских пьес по российским и мировым театральным подмосткам.

Сегодня мировую славу МХАТа и Антона Чехова-драматурга продолжают Московский Художественный театр им. А.П. Чехова и Московский Художественный академический театр им. М. Горького, а также знаменитый Чеховский фестиваль, на который съезжаются лучшие театральные труппы и лучшие режиссеры мира. Они привозят московским зрителям свои новейшие постановки, и москвичи отвечают им взаимностью. Билеты на спектакли раскупаются задолго до начала фестиваля, толпы желающих купить лишний билетик и попасть на очередной театральный шедевр неизменно увеличиваются. Успех первых гастролей Московского Художественного театра в Севастополе оказался хоть и неожиданным, но пророческим.

«БЕЛАЯ ДАЧА» НА ОКРАИНЕ ЯЛТЫ

Антон Чехов впервые был в Ялте проездом, по пути в Феодосию, в июле 1888 года. В июле-августе следующего года Чехов прожил в Ялте три недели, работая над повестью «Скучная история». Через 5 лет он вновь приезжает в Ялту, на этот раз лечиться, и проживает в гостинице «Россия».

Постройка дома в Ялте началась осенью 1898 года. Тогда же писатель приезжает в город, чтобы поработать и поправить здоровье.

Сначала он живет на даче Бушева, потом в центре Ялты, на даче Капитолины Иловайской «Омюр», где написал несколько рассказов.

В октябре Чехов покупает участок на окраине города, в деревне Аутка. Для того чтобы построить дом, Антон Павлович продает право на издание своих произведений.

Строительство дома длилось 10 месяцев, а 9 сентября 1899 года Чехов переехал в Ялту вместе с сестрой Марией Павловной и матерью Евгенией Яковлевной. Ялтинская постройка являлась домом, то есть местом постоянного проживания писателя, его матери и сестры. Название «Белая дача» ей дали местные жители из-за цвета стен.

Дом Чехова в Ялте. Автор фото: архив

Дом Чехова в Ялте. Автор фото: архив

Работы в саду начались почти одновременно с постройкой дома: на террасах Антон Павлович собственноручно высаживал деревья, кустарники, цветы. Создание его продолжалось в течение пяти лет жизни Чехова в Ялте.

«Сад будет необыкновенный», - говорил он и добавлял, что сажает сам, собственноручно.

Чехов продумал особый план для ялтинского сада еще до его закладки. Для воплощения своего замысла Антон Чехов обратился к ялтинскому садоводу Крутовскому, хорошо знавшему природные условия Южного берега Крыма, а также к многочисленным справочным изданиям. Чехов завел тетрадь, в которую записывал всё, что было им посажено на участке. На сегодняшний день сохранилось только 30% чеховских посадок.

ЧЕХОВ О СЕВАСТОПОЛЕ

«Севастополь красив сам по себе и потому, что стоит у чудеснейшего моря… Какое согласие его цветов! Какое мирное, покойное и высокое настроение! На берегу моря можно прожить тысячу лет, и не соскучишься…»

В БАЛАКЛАВЕ ПРИШЕЛ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ

Еще одно малоизвестное посещение А.П. Чеховым Севастополя произошло в начале августа 1900 года. Проводив свою возлюбленную, актрису Ольгу Книппер, в Москву, Антон Павлович заночевал в гостинице Киста, в своем привычном уже 50-м номере. А 6 августа он находился в Балаклаве.

С какой же целью приехал писатель? Уместным будет предположение, что он с рекомендацией своего старинного друга, доктора и писателя Сергея Яковлевича Елпатьевского, посетил электросветоводолечебницу известного балаклавского эскулапа Ивана Львовича Педькова. Его дом, ныне капитально отреставрированный, был спроектирован в стиле итальянского ренессанса и находился у подножия горы Кастрол, венчая пешеходную зону южной части набережной Балаклавы.

За четыре года до того момента, когда Чехов, поставив сам себе диагноз «Умираю…», ушел из жизни, он прекрасно отдавал себе отчет в том, что безнадежно болен. Но получить консультацию известного далеко за пределами Балаклавы врача-физиотерапевта он, конечно же, давно хотел. И вот выдался случай…