Общество8 января 2021 20:30

За оперу и балет: в Севастополе завершились общественные обсуждения культурного кластера на мысе Хрустальный

Большинство горожан и деятелей культуры поддерживают масштабный проект
Театр оперы и балета смотрится на берегу моря очень гармонично

Театр оперы и балета смотрится на берегу моря очень гармонично

Есть города, которые славятся памятниками культуры, а есть – культурой. Хочется верить, что Севастополь относится ко второй категории, иначе, зачем бы нам современный культурный кластер на мысе Хрустальный? Задачу по его постройке президент России Владимир Путин поставил еще в 2018 году, и вот в минувшее Рождество, 7 января, завершились общественные обсуждения проекта кластера. В нюансах мнений городской общественности разбирался корреспондент «Комсомолки».

Пандемия - не повод отказываться от подарков

Поручение Путина о строительстве в Севастополе культурного кластера можно смело назвать подарком судьбы. Кроме нашего региона столь масштабные проекты будут возводиться еще только в Калининграде, Владивостоке и в Кемерово.

Планировалось, что проект будет представлен горожанам в октябре 2020 года, однако из-за отсутствия точной визуализации по некоторым объектам тогда провести обсуждение не удалось. К концу декабря облик театра оперы и балета, а также академии хореографии были обнародованы, и общественность города забурлила.

Напомним, что кластер разместится на берегу моря между Артиллерийской и Карантинной бухтами, а его общая площадь составит почти 50 гектаров. На первом этапе будут построены театр оперы и балета, академия хореографии, жилой дом для сотрудников кластера, а также выполнено благоустройство территории.

Сам театр планируется закончить к 2023 году. Его большой зал будет вмещать 1100 зрителей, малый - 200. Кроме того, в театре будет находиться ресторан на 350 посадочных мест. Что касается академии хореографии, то окончание работ над этим объектом запланировано на 2022 год. Общая площадь здания составит 27,8 тысячи квадратных метров, высота - от 15 до 28 метров. Здание будет включать общеобразовательную и хореографическую части, учебные и танцевальные классы, зрительный зал, бассейн и спортзал. Спальный корпус на 250 мест будет разделен на общежитие для учеников старше 14 лет и интернат для детей от 10 лет.

Глядя только на эти цифры, уже становится очевидна важность кластера для дальнейшего развития города. Но как мы знаем, даже самые нужные и полезные объекты требуют народного одобрения. Из-за пандемии коронавируса общественное обсуждение проекта было переведено в режим онлайн, что позволило не только исключить риски распространения Covid-19, но и не ограничивать количество участников.

25 декабря на сайте правительства были опубликованы фотографии будущего театра и академии, а также видеоролик с компьютерной графикой, дающий более детальное представление о проекте.

Долой скептицизм – театру быть

Согласно статистике на сайте севастопольского правительства, за время обсуждений - с 25 декабря по 7 января - проектная документация была просмотрена почти 4 800 раз. При этом активными участниками обсуждения стали более 80 человек. Большинство поддерживают идею создания театра оперы и балета, а также хореографической академии именно в центре города.

Культурный кластер станет знаковым местом для проведения международных и российских культурных фестивалей

Культурный кластер станет знаковым местом для проведения международных и российских культурных фестивалей

«Полностью поддерживаю проект. Это важно и естественно - учиться прекрасному в красивейшем месте города! А здание театра, как в свое время Эйфелева башня - станет символом нового Севастополя - столицы искусств Крымского полуострова».

«Уже десять лет как все пытались объезжать Хрустальный стороной. Это был позор Севастополя. Теперь появилась надежда на изменения. Есть предложение: установить памятную табличку всем деятелям культуры, погибшим на фронтах и участвовавших в подполье», — высказывают горожане свое мнение.

С тем, что центр города - хорошее место для кластера согласен и директор дворца детского и юношеского творчества Александр Осокин.

— Я посмотрел проект, видел несколько зарисовок. В целом по содержанию очень даже неплохо. Что касается места расположения, оно выбрано удачно со стороны инфраструктуры. Скажу по собственному опыту, к нам во дворец приезжают дети со всего города: с Северной стороны, Камышовой бухты, с Балаклавы, Инкермана, Корабельной стороны. Почти весь городской транспорт идет через центр города. Это очень удобно. Также понимаю, что культурный кластер в каком-то смысле создаст нашем дворцу конкуренцию, но знаете, именно в ней проявляются лучшие качества. Наша задача воспитать достойное поколение, — подчеркнул Александр Осокин.

О необходимости культурного кластера высказался и главный режиссер театр Луначарского Григорий Лифанов. Он отметил, что создание столь масштабного проекта позволит решить не только культурные, но и социальные проблемы региона.

— Культурный кластер это не только новый театр, академия хореографии, музей и выставочные пространства – это еще и дом для работников культуры. Очень хочется, чтобы при его заселении не забыли бы о тех специалистах в области культуры, которые давно трудятся в Севастополе и пока не смогли решить свои жилищные вопросы. Об этом , кстати, я говорил Президенту страны и он согласился с этим… Что касается самого театра оперы и балета, на мой взгляд, его строительство даст большой толчок к развитию культуры в целом. С его появлением в городе возрастет конкуренция, , которая подтолкнёт и другие театры к новым проектам и ярким премьерам. К тому же территория на мысе Хрустальный, на мой взгляд, давно нуждается в наведении порядка. А то, что помимо кластера там будет новое яркое культурное пространство с парковой зоной, добавит городу привлекательности, — отметил Григорий Лифанов.

Без театра оперы и балета невозможно научить детей танцевать

Севастопольцы уже окрестили здание театра «чайкой» за его «летящую» форму. Тем не менее, назначение театра - радовать горожан и туристов не только внешним видом, но и содержанием. Только представьте, через три года у нас в городе будет большой балет! К тому же на сцене обязательно найдется место и для юных талантов.

— Для города культурный кластер значит очень многое. Еще больше он значит для детей, которые уже пришли и придут в будущем заниматься в Академию хореографии. Делом в том, что основным элементом образовательного процесса является как просмотр балетных спектаклей, так и участие в них. Именно в профессиональных постановках наши ученики проходят практику и получают необходимые знания от взрослых артистов, — говорит проректор академии Елена Белькова.

Обучение хореографии будет проходить в специальных аудиториях

Обучение хореографии будет проходить в специальных аудиториях

По словам проректора, после того как дети тратят девять лет своей жизни на обучение в академии, главное, чего они хотят – это танцевать.

— После окончания обучения все наши выпускники уже имеют профессию. Первые несколько лет абсолютно каждому из них хочется показать себя на сцене. Уже потом кто-то выберет путь теории или станет преподавателем. В этом отношении театр оперы и балета совместно с нашей академией могут стать кузницей кадров не только для России, но и для всего мира. По поводу слов скептиков, что мы не наберем детей, хочу ответить. К нам поедут со всего Крыма и даже России. Интернат на базе кластера позволит организовать для деток полноценное проживание и обучение. Я рада, что уже первый выпуск нашей академии сможет показать мастерство на сцене родного театра, — отмечает Белькова.

Не нужно становиться городом-призраком

Говоря о негативе, который порой выплескивался в адрес проекта культурного кластера, отметим, что во многом он был связан с современным внешним видом зданий. Защитники «старого Севастополя» в один голос заявляли, что проект не вписывается в исторический облик города. Так ли это критично? Ответ на этот вопрос дала член Совета по ландшафтной архитектуре Союза архитекторов России Элина Красильникова.

— Культурный кластер, который должен будет появиться на мысе Хрустальный – безусловно, очень важный и значимый для города проект. Именно ему в какой-то мере определять дальнейший вектор развития Севастополя как в культурном, так и в экономическом плане. Не могу согласиться со словами тех, кто говорит, что внешний вид театра оперы и балета относится к агрессивной архитектуре и повредит внешнему виду города. Это не так. Проект здания достаточно современен и пластичен. Такой театр никого из туристов не отпугнет, а наоборот будет только привлекать и со временем он себя окупит. Отмечу, что для Европы и для всего мира подобные проекты уже стали неотъемлемой частью. Что касается городов, которые всеми силами сохраняют исторический облик, не придавая значения современным реалиям – они становятся "городами-призраками". Это явление широко распространено в США. Считаю, что Севастополь таким становиться точно не должен. К тому же никто не говорит нам: «Забудьте старое». Тот же памятник «Солдату и матросу» будет объединен с театром в единый ансамбль. Он никуда не денется и не потеряется на фоне новых объектов, — считает архитектор.

Проект большой сцены театра оперы и балета

Проект большой сцены театра оперы и балета

Открытость искусству

Напомним, что в составе кластера в дальнейшем планируется построить музейно-мемориальный комплекс «Защитникам Севастополя», художественную галерею, театральное училище, художественную школу. Предусмотрена реконструкция яхт-клуба ЦСКА, а также создание большого парка. Все это будет профинансировано из средств федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя, разработка проекта начнется в 2021 году.

По словам губернатора Севастополя Михаила Развожаева, архитектурный облик музейного комплекса еще не сформирован, на участке ведутся археологические раскопки, окончательное решение о строительстве музея на этом месте не принято. Что более важно, концепцию мемориального комплекса «Защитникам Севастополя» вынесут на всероссийский архитектурный конкурс.

Своими мыслями о значимости культурного кластера поделился севастопольский художник Виталий Либа.

— Я видел проект. В целом он хорош, но мне как профессионалу не хватило подробностей. Вот, например, как делают в Европе. Создают 3D модель как фасада здания, так и того, каким оно будет внутри. Человек заходит на сайт, включает просмотр и может виртуально увидеть каждый коридор. Думаю, если бы так сделали у нас, то люди лучше бы поняли, что именно планируют построить, и негативных отзывов не было бы вообще. Что касается самого кластера, то он необходим городу для полноценного развития. Дело не только в туристах и экономике, дело в возможностях, которые кластер предлагает. Взять тот же музей Крошицкого. Его залы не пригодны для всех видов выставок. Там буквально нет технической возможности хранить и выставлять мировые произведения искусства. Это немного обижает такой замечательный город, как Севастополь. Поэтому я говорю – кластеру быть. Нам нужно двигаться вперед и становиться не только патриотической столицей, но и культурной, — говорит художник.

P.s

Через несколько десятков лет одно поколение севастопольцев сменит другое. Еще через пару десятков процесс повторится. Заставить всех стоять на страже исторической архитектуры вряд ли получится, а вот привить любовь и уважение к родному городу вполне. Главное - не путать традиции с регрессом. Всегда есть место для шага вперед.