Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+5°
Boom metrics
Общество6 января 2021 4:45

Охота на могиканина: как на Урале искали серийного убийцу, который заметал следы методами индейцев

Им оказался высокопоставленный военный
Изобличить преступника смог патриарх отечественной криминалистики Леонид Драпкин (второй слева). Фото: предоставлено семьей Леонида Драпкина

Изобличить преступника смог патриарх отечественной криминалистики Леонид Драпкин (второй слева). Фото: предоставлено семьей Леонида Драпкина

Был июль. Раннее утро. Шестеро 15-летних свердловских школьников-футболистов шли на стадион «Калининец». В руках мячи и форма, а в голове – мысли о предстоящем матче. Парни выступали за «Локомотив». Стадион тогда находился на пустыре, усыпанном сажей от заводских труб, практически на окраине Свердловска – в Пионерском поселке. Это сейчас этот микрорайон считается почти центральным – тут стоят торговые центры и жилые высотки. А 55 лет назад здесь были только деревянные дома с садами, двухэтажные бараки, строящиеся «хрущовки» и промышленный пейзаж на горизонте.

Дорогу до стадиона школьники решили сократить через знаменитый Основинский парк, где в голодные годы войны вся земля была занята грядками с картошкой, а в 50-е среди деревьев гулял маленький Александр Демьяненко (будущий Шурик из «Кавказской пленницы» в раннем детстве жил в соседнем дворе, - Ред.)

- Парк этот мы хорошо знали, - рассказывает Владимир, который в 1965-м и был одним из тех школьников-футболистов. - Идем, а там милицейское оцепление. Обходить парк было негде, решили, что так проскользнем.

Милиционеры оперативного дивизиона Свердловска в 1960-х. Фото: музей истории ГУ МВД России по Свердловской области

Милиционеры оперативного дивизиона Свердловска в 1960-х. Фото: музей истории ГУ МВД России по Свердловской области

Однако проскользнуть не удалось. Скоро из темноты донеслось «Фас!» и за школьниками погнались служебные овчарки. Они повалили футболистов одного за другим, чтобы те не сбежали. Вскоре к ребятам подошли милиционеры. Оказалось, ночью в парке нашли два тела – парня и девушки. И школьников по ошибке приняли за их убийц.

- То, что убили не мы, они поняли достаточно быстро. При нас и форма, и мячи. Да и участковый наш там был, Леопольд Иванович, он нас знал и подтвердил наши личности, - вспоминает Владимир. - Да и потом, они же видели, как были убиты те двое – их просто изрубили топором.

В то утро 17 июля 1965 года поймать убийцу по горячим следам на месте преступления не удалось. А улики говорили о том, что убитые стали очередными жертвами маньяка, появившегося в городе, и скрывавшего свои следы методами индейцев из романа Фенимора Купера «Последний из могикан».

«ОН БЫЛ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ»

Эта история началось двумя месяцами ранее на озере Шарташ под Свердловском (оно известно, например, тем, что в 30-х на его берегу поэт Борис Пастернак тайком выносил хлеб из обкомовской столовой, чтобы накормить детей из раскулаченных семей, - Ред.). Здесь часто ездили велосипедисты. Одна из них, молодая девушка, в какой-то момент оказалась на дорожке одна. Тогда же на нее из кустов выскочил незнакомец. Он повалил девушку и поволок подальше от дороги, чтобы изнасиловать. В этот момент из-за деревьев выехала группа велосипедистов и маньяк, испугавшись, убежал. Об этом тогда никто не стал сообщать в милицию и спустя полторы недели злоумышленник, почувствовав, что его не ищут, снова вышел «на охоту».

В первых числах июля в Свердловске пропала выпускница Свердловского медицинского института, мать маленькой девочки, профессионально занимающаяся лыжным спортом. В то лето она проходила тренировку в спортивном лагере на Песчаном озере (в 23 километрах от Шарташа, где произошло первое нападение, - Ред.). 8 июля она отпросилась у тренера съездить на выходные домой в Свердловск к мужу и дочери. Ей разрешили, и она одна пошла к железнодорожной станции. Путь туда пролегал через лес. Домой она так и не приехала. Через четыре дня ее тело нашли люди, собиравшие землянику в лесу. Она была без одежды и с проломленной головой. Попытки выйти на след душегуба с помощью кинолога с собакой не увенчались успехом – на днях прошел дождь, который смыл почти все следы.

Прокурор-криминалист Леонид Драпкин в 60-х на фоне Вознесенской горки в Свердловске. Фото: предоставлено семьей Леонида Драпкина

Прокурор-криминалист Леонид Драпкин в 60-х на фоне Вознесенской горки в Свердловске. Фото: предоставлено семьей Леонида Драпкина

Дело обещало быть сложным и расследовать его тогда поручили знаменитому уральскому прокурору-криминалисту Леониду Драпкину (его часто называют патриархом отечественной криминалистики, - Ред.).

Чтобы найти очевидцев, он сказал начальству соседних спортивных лагерей раз в 30 минут объявлять по громкоговорителям о том, что полиция ищет людей, видевших погибшую 8 июля или подозрительного мужчину. Эта тактика принесла первые плоды и к сотрудникам милиции вскоре действительно пришла девушка, которая рассказала, что в день, когда пропала лыжница, она тоже шла одна по лесной дороге, и ее вдруг догнал какой-то странный мужчина. Он сказал, что идет в лагерь к сыну, однако не смог ответить, в каком именно лагере тот находится. Плюс, он не отставал от нее, и если она ускоряла шаг, чтобы оторваться от незнакомца, тот тоже сразу начинал идти быстрее. В этот-то момент она и увидела девушку-лыжницу. Та шла ей навстречу, направляясь к станции. Когда она прошла мимо нее, незнакомец вдруг развернулся и тоже пошел к станции. Показания этой девушки были очень важны для следствия, ведь она первой описала, как выглядел убийца.

- Он был подготовленный. Всегда носил с собой туристический топорик и ходил в военном плаще-накидке, у которого вместо рукавов были прорези для рук. Подкрадывался он всегда сзади, - вспоминает Валерий Карагодин, ученый-криминалист, в советские годы работавший следователем прокуратуры Свердловской области, коллега Леонида Драпкина.

А еще у убийцы был с собой радиоприемник «Альпинист». Впоследствии по этим приметам удалось найти и других его жертв. Оказалось, что за три дня до убийства выпускницы Свердловского медицинского института поздно ночью он напал на 17-летнюю девушку, решившую сократить дорогу до трамвайной остановки через Основинский парк. Маньяк выскочил из кустов, схватил ее, и ударил чем-то тяжелым по голове. Еще до того, как потерять сознание, она успела закричать. На этот крик из киоска неподалеку выбежала сторож и засвистела в свисток. Это-то и спугнуло маньяка. В больнице, когда пришел следователь, девушка описывала нападавшего, как человека в военном плаще-накидке и с радиоприемником «Альпинист».

УБИЙЦА БУДТО ВЗМЫЛ В НЕБО

Чувствуя свою безнаказанность, 17 июля 1965 года серийный убийца вновь пришел в Основинский парк и убил парня и девушку, которых там встретил.

- Просто убийца сам проживал в Пионерском поселке неподалеку от парка и сам иногда ходил через него, - рассказывает Валерий Карагодин. - Первоначально там производили осмотр следователи Кировского района, но затем приехал Леонид Драпкин, поскольку было убито два человека – по тем временам это было из ряда вон выходящее событие. Местную публику это шокировало.

По следам на месте преступления было ясно, что мужчину злоумышленник убил сразу, а женщину ударил так, чтобы она еще некоторое время билась в агонии. Ему будто нравилось смотреть на чужие страдания. И была еще странность – с убитых куда-то пропала обувь. А служебная собака, которая взяла след у места преступления, через сотню метров потеряла его, будто убийца просто взмыл в небо. Разобраться в том, как именно он замел следы, прокурору-криминалисту Леониду Драпкину помог роман Фенимора Купера «Последний из могикан». Он вспомнил, как в нем похожим образом скрывались от преследователей индейцы-похитители.

- Злодей ботинки поменял – надел обувь убитого мужчины, - объясняет Александр Шуклин, внук Леонида Драпкина, сотрудник криминалистической службы СК России. - Тогда у дедушки сразу появилась версия, что где-то неподалеку он обувь и бросил потом. Ее начали искать и вскоре нашли тряпичный мешок.

Это был старый солдатский вещмешок. Внутри лежала одежда и вещи убитых мужчины и женщины, а также… потертые армейские ботинки, принадлежавшие убийце. По ним экспертам удалось выяснить не только размер ноги злоумышленника, но и группу его пота, примерный возраст владельца, а также то, что убийца очень давно служит в вооруженных силах. От длительного ношения сапог с портянками у него деформировались пальцы ног, из-за чего на внутренней поверхности брошенных армейских ботинок появилась особая шероховатость.

Не менее важно и то, что в солдатском вещмешке лежал обрывок из журнала «Работница», какой могли выписывать лишь жены людей на руководящих должностях. Запросив у Главпочтамта списки всех подписчиков, а также опираясь на то, что уже было известно о маньяке, скоро следствие получило имя убийцы. Им оказался 40-летний Алексей Кошеленко, примерный муж и отец троих детей, который служил в Вооруженных силах уже 22 года

- Он был военным представителем одного из оборонных заводов, - объясняет Валерий Карагодин. - Там где оборонная продукция производилась, военпреды должны были принимать ее по количеству и по качеству.

Дело Кошеленко стало в карьере Леонида Драпкина хрестоматийным. Уже позже, став профессором юридического университета, он на его примере объяснял будущим криминалистам, как изобличать серийных убийц. Фото: предоставлено семьей Леонида Драпкина

Дело Кошеленко стало в карьере Леонида Драпкина хрестоматийным. Уже позже, став профессором юридического университета, он на его примере объяснял будущим криминалистам, как изобличать серийных убийц. Фото: предоставлено семьей Леонида Драпкина

УЕХАЛ НА УКРАИНУ

От соседей Кошеленко следователи узнали, что в последнее время тот и правда вел себя странно – по ночам уходил куда-то гулять, одевался всегда в какой-то плащ, независимо от того есть дождь или нет, и зачем-то постоянно носил с собой радиоприемник. Однако сразу задержать его не получилось. Почти перед самым прибытием милиции тот вместе с одним из сыновей уехал к родственникам на Украину.

В его квартире провели обыск. Оказалось, что дверь в самую маленькую комнату без окон, которую в народе называют «тещиной», всегда была заперта. Вскрыв ее, следователи обнаружили вещи убитых маньяком людей – документы мужчины и женщины из Основинского парка, а также кольцо выпускницы Свердловского медицинского института.

Кошеленко объявили во всесоюзный розыск. Тем временем от украинских коллег в милицию и прокуратуру Свердловской области стали поступать тревожные вести: Кошеленко оставил сына у родственников и куда-то уехал, а в Харьковской области и рядом с Одессой начали находить тела убитых девушек.

НАДЕЯЛСЯ, ЧТО НЕ РАССТРЕЛЯЮТ

Всего на Украине от рук Кошеленко погибли три женщины, пока его, наконец, не задержали 26 июля 1965 года – спустя девять дней после двойного убийства в Основинском парке Свердловска. Его поймали в Геническе Херсонской области. Свою вину он отрицал, писал письма с жалобами министру оборону и генпрокурору СССР, а потом, когда с Урала прилетел следователь и предъявил ему доказательства вины, сразу сник.

«В заключение допроса я спросил его о причинах преступного поведения, мотивах совершения особо тяжких и отвратительных для психически нормального мужчины преступлений, - писал Леонид Драпкин в «Страницах из дневника следователя». - Он немного помолчал, а затем, усмехнувшись и как-то по-особому взглянув на меня, неожиданно ответил: «А я ненормальный мужчина, я психически больной, невменяемый и меня не расстреляют, не надейтесь!»

Вскоре его привезли в Свердловск, где дело серийного убийцы, оказавшегося военпредом, передали Главной военной прокуратуре. Кошеленко пытался выдать себя за психически нездорового человека. Однако его в итоге все же приговорили к расстрелу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Уральский монстр»: самый молодой маньяк СССР жил в Свердловске

В конце весны 1938 года в промышленном городе Свердловске стали пропадать дети. Первой стала 7-летняя девочка, которая шла по Шарташской улице неподалеку от Дома офицеров и Харитоновского сада. (Подробнее)

«Взбудоражило весь город»: как свердловские милиционеры искали потрошителя, расчленившего женщину и ее детей

Жителям рабочего Свердловска и так было что обсуждать, но внезапно машинист бульдозера на проспекте Космонавтов увидел под отвалом земли рукав кофты кирпичного цвета. Бульдозерист остановил машину, подошел к куску одежды, потянул… Вслед за рукавом из земли показалась женская голова. (Подробнее)