Премия Рунета-2020
Севастополь
+16°
Boom metrics
Общество2 мая 2020 6:10

«Дельфина может спасти «лайк» и крепкий рубль»

Крымские ученые строят реабилитационный центр для дельфинов-«невольников»
Афалина Кася осталась одна в тегеранском дельфинарии Фото: паблик "дельфинь Кася летит домой в Чёрное море"

Афалина Кася осталась одна в тегеранском дельфинарии Фото: паблик "дельфинь Кася летит домой в Чёрное море"

Одиночество - сволочь

Интренет-паблики взорвались постом популярного телеведущего Ивана Затевахина:

«Друзья! Поможем строительству реабилитационного центра для афалин при Карадагской биостанции? Цель его - размещать конфискованных дельфинов с перспективой их реабилитации к выпуску в море. Первый кандидат — застрявшая в Иране Кася, которую иранцы готовы нам передать. Проект карантинного бассейна готов, и стройка уже начинается. Но ему, конечно же, нужна финподдержка! Поэтому зоозащитники подали проект на грант, который можно получить, собрав нужное количество «лайков». Вот ссылка, это не сложно, дельфинов можно спасти!» — написал Иван Затевахин.

... А началось все с банального браконьерства. Судьбы пойманных дельфинов как под копирку – неволя в грязных частных дельфинариях, отношение хуже, чем к беспородной дворняге, а потом смерть от истощения и болячек… Также было и 10 лет назад, когда в Керченском проливе в сети затолкали дельфиниху Касю. Четыре года она содержалась по «левым» документам в разных местах Крыма и Украины. В 2015 году ее и вовсе «сослали» в Иран, где она жила в дельфинарии со своим сородичем по имени Альфа.

В дельфинарии Кася выступала на протяжении 4 лет

В дельфинарии Кася выступала на протяжении 4 лет

Потом еще несколько лет Кася и Альф развлекали посетителей тегеранского дельфинария, расположенного рядом с популярной у туристов башней Бордж-е Милад (самое высокое здание в Иране). Осенью 2019 года Альф умер, и Кася осталась одна. А дальше в жизни Каси случилась черная полоса: из-за одиночества у афалины началась депрессия, она стала болеть, меньше есть, тосковать…

Иранский хозяин «согласился» на свободу…

Неожиданно ученым оказались на руку решения иранских властей. В 2019 году правительство арабской страны объявило о том, что в стране вводится ограничение на строительство новых дельфинариев по причине жестокого обращения с животными.

До пандемии коронавируса в стране их насчитывалось всего четыре. В одном из них содержались Кася и Альфа. Когда коронавирус стал настоящей угрозой, количество дельфинариев сократилось вдвое. Закрылось и учреждение рядом с башней Бордж-е Милад. Отсутствие доходов вынудило владельца дельфинария продать бизнес. Судьба Каси тоже была туманной.

— После разговоров с ветеринаром и иранскими зоозащитниками, владелец Каси согласился отдать афалину в Россию с условием, что она не будет жить в океанариумах и дельфинариях, а пройдет курс реабилитации, и ее выпустят на свободу, — рассказывает Ирина Логоминова, сотрудник Карагадской научной станции им. Т.И.Вяземского. — К тому времени у нас был в работе проект по созданию реабилитационного центра для таких дельфинов, и мы решили забрать Касю к себе. Важно понимать, что только хорошая научная программа по выпуску афалин на свободу после пребывания в неволе может гарантировать положительный результат. Взять и просто так отпустить Касю в море равносильно убийству. Одна она не выживет.

По проекту реабилитационный центр будет располагаться рядом с Карагадской научной станцией. Её сотрудники смогут присматривать за дельфинами в режиме 24/7

По проекту реабилитационный центр будет располагаться рядом с Карагадской научной станцией. Её сотрудники смогут присматривать за дельфинами в режиме 24/7

Ученые говорят: изоляция для афалин - это настоящий стресс. Одиночество в неволе и вовсе приводит к развитию хронических заболеваний. В настоящий момент за Касей присматривает российский ветеринар Иван Заципилов. Он как может помогает афалине. Однако прогнозы на будущее не самые радостные.

— У Каси постепенно ухудшается состояние здоровья. Она меньше ест и двигается. Афалины - очень социальные животные, им нужен постоянный контакт с сородичами. Делать какие-то прогнозы не хочется, но чем дольше затягивается эвакуация, тем сложней будет проходить реабилитация. Вот тут-то у нас и возникает финансовый вопрос. Реабилитационный бассейн, который строят волонтеры для передачи нашей научной биостанции, еще не готов, — говорит научный сотрудник.

Есть только купол…

Рядом с Карадагской научной станцией идет сборка специального карантинного бассейна для дельфинов. Над строительством объекта работают добровольцы. Уже завершена сборка купольной конструкции, которая укроет бассейн от непогоды. Но самое сложное впереди. Нужно построить бассейн с полным циклом водоподготовки, а также оборудовать его гелиосистемой, которая будет поддерживать постоянную температуру воды в независимости от времени года.

Сбор купольной конструкции для реабилитационного бассейна Фото:дельфинь Кася летит домой в Чёрное море

Сбор купольной конструкции для реабилитационного бассейна Фото:дельфинь Кася летит домой в Чёрное море

— На купольную конструкцию мы потратили порядка 700 тысяч рублей. Так как проект не коммерческий, деньги собираем на личный счет нашей сотрудницы. Она занимается правовой защитой млекопитающих. Стоимость самого бассейна около 1 млн, — поясняет Ирина, отмечая, что выпуск дельфина на свободу может обеспечить только научная программа. — Есть договоренность, что когда карантинный бассейн будет готов, то Карагадской научной станции его подарят волонтеры. Уже после передачи наши научные сотрудники должны будут разработать научную программу по реабилитации дельфинов.

Пока на Карагдской биостанции проживают два дельфина — Яша и Яна. По словам Ирины, они и помогут Касе адаптироваться в новых условиях.

— Встреча с сородичами – это то, что нужно Касе сейчас. К тому же афалина самка, что создает особенные трудности при выпуске. У дельфинов сложная иерархия. Самки чаще всего остаются в группах с мамами, тетушками и бабушками, которые достаточно замкнуты и не принимают чужаков. Есть уж выпускать, то только в составе семейной группы.

Телеведущий Затевахин: «Такой центр нам нужен!»

Чтобы в скорейшем времени завершить строительство бассейна, работники Карагадской станции решили попытать счастье, приняв участие в конкурсе проектов, который проводит акционерное общество «Точка». Его суть проста. Все желающие отправляют на сайт конкурса свой проект и краткое описание. Победителей выбирают интернет-голосованием и решением жюри. Общий фонд проекта - 10 млн рублей. Напомним, что строительство реабилитационного бассейна оценивается учеными в 1 млн.

Самый сложный и самый дорогой этап это постройка бассейна

Самый сложный и самый дорогой этап это постройка бассейна

Помочь ученым собрать необходимое количество «лайков» вызвались такие известные личности, как ведущий программы «Диалоги о животных» Иван Затевахин и дрессировщица Алла Азовцева. На своих страницах в социальных сетях они разместили пост, в котором призвали своих подписчиков присоединиться к голосованию.

Интересен тот факт, что под постом разгорелся небольшой конфликт. Пользователь под ником Иван Свистунов начал сомневаться в том, что Касю нужно отправлять именно в Крым и объяснял это тем, что из Ирана афалину не выпустят из-за антироссийских санкций. Однако дискуссию прервал хозяин страницы, пригрозив юноше баном. В свою очередь пользователь Diana S. Timoshenko отметила в комментариях, что Иран очень трепетно относится к диким животным, находящимся в вынужденной неволе, а также к национальным паркам и сохранению наследия.

— И еще он чихать хотел на ваши выдуманные «репутационные» риски, ведь с курсом истории там тоже все в порядке, — отметила девушка.

Пост Ивана Затевахина в социальной сети ВКонтакте

Пост Ивана Затевахина в социальной сети ВКонтакте

В разговоре с корреспондентом «КП»-Севастополь» Иван Затевахин был немногословен, от отметил, что разместил пост по просьбе Александра Агафонова.

— Александра Владиславовича я знаю много лет, вот и разместил сообщение по его просьбе. Сам я ситуацией не владею, просто считаю, что если есть возможность попробовать в любом виде реабилитировать дельфинов, значит нужно пробовать. Биостанции нужна поддержка деньгами, прежде всего. Ни для кого не секрет, что Александр Агафонов на свои деньги много лет организовывал экспедиции, — заключил Затевахин.

Де юре дельфины – «мертвые души»…

По словам Ирины, отсутствие контроля за оборотом дельфинов в неволе – это главная проблема, с которой необходимо бороться. Дело в том, что многие документы животных проходят по базам данных еще с 90-ых годов, когда не был принят мораторий на отлов дельфинов.

— По факту, практически все дельфины в мире, живущие в дельфинариях – это мертвые души. Когда дело доходит до судебных разбирательств, то документами животного являются только паспорт и чип. Но чипы эти переходят от владельца к владельцу, от дельфина к дельфину. Достоверно говорить о том, сколько лет млекопитающему, можно только по спилу зуба, но сделать этого с дельфинами невозможно. Они не переносят наркоза. На нашей биостанции мы можем определить возраст того или иного дельфина, поскольку занимаемся их наблюдением и изучением уже долгие годы. Но в суде наши заявления пока еще не имеют силы. Поэтому мы очень благодарны владельцу Касе в Иране, что он согласился вернуть ее на родину. Для нее это будет наилучший исход, — отмечает Ирина.

«КП»-Севастополь» будет следить за развитием ситуации.