Михаил Овчинников на дельталете
Фото: Ирина Жибоедова
Тихий дворик на Центральном городском холме радует глаз – несколько клумб с цветами, детские качели и лавочки для отдыха в тени высоких деревьев. Мало кто догадывается, что здесь располагается один из старейших авиаклубов Севастополя – «Дельталет».
Навстречу мне бодрой походкой выходит седовласый улыбчивый мужчина и приглашает войти.
Михаил Иванович Овчинников летает на дельтапланах с 1979 года. Спускаемся по ступеньками и попадаем в подвальное помещение. Однако на подвал оно совсем не похоже – светлое, чистое. Недавно тут был капитальный ремонт. Вдоль стены располагается стенд с фотографиями, а рядом стоит настоящий мотодельтаплан, только без крыльев.
Михаил Овчинников с внучкой и друзьями
Фото: Ирина Жибоедова
— А вы знаете, что Севастополь – это колыбель отечественной авиации? - неожиданно спрашивает у меня Михаил Иванович. И увлеченно начинает свой рассказ.
«Ты помнишь, как все начиналось?»
Первый снимок севастопольской набережной был сделан в 1901 году с наполненного водородом шара «Кобчек». Шар подняли с борта корабля на высоту 325 метров.
— Видите, на этой фотографии еще нет памятника Затопленным кораблям, - отмечает Овчинников, - но общие очертания города и его центра можно узнать.
Первая фотография Севастополя с воздушного шара
Фото: Ирина Жибоедова
В 1905 году в Севастополе появился один из первых в мире авианосцев «Русь». Но на борту его были не самолеты, а четыре аэростата. Такие «воздушные шары» с кабинами поднимали с корабля на тросе. А пилот-наблюдатель мог обнаружить противника на большом удалении, такая вот шла разведка с воздуха.
А еще спустя пять лет в городе открыли первую школу летчиков. На месте нынешнего проспекта Острякова располагался военный гарнизон. Из Санкт-Петербурга в Севастополь по железной дороге прибыли инструкторы-авиаторы и необходимая техника: два моноплана «Антуанетт», четыре моноплана «Блерио» и два биплана «Фарман». Спустя два года заложили школу в Каче, где готовили летчиков вплоть до 1954 года.
Каркас первых самолетов состоял из реек и тросов, а крыло – из натянутой ткани
Фото: Ирина Жибоедова
— Мы еще в начале 60-х годов мальчишками бегали смотреть на самолеты, стоявшие на Досаафовском аэродроме в районе Куликова поля. Позже его перевели в Юхарину балку, где сейчас и собрана вся малая авиация Севастополя, - рассказывает Михаил Иванович.
К 1913 году бухты Севастополя бороздили гидросамолеты, которые базировались в бухте Голландия, а затем и в Омеге. Полным ходом шло обучение летчиков. Самолеты начала века были мало похожи на современные: каркас состоял из реек и тросов, а крыло – из натянутой ткани. В 1914 – 1915 годах появились самолёты с обтекаемыми фзюляжами.
Гидросамолеты базировались в Омеге и Голландии
Фото: Ирина Жибоедова
— Самолеты той эпохи имели двигатель мощностью около 50 лошадиных сил и взлетный вес 400-600 кг. Такими же характеристиками примерно обладают современные мотодельтапланы, - отмечает мой экскурсовод.
На следующем стенде – выдающиеся летчики, те, кто стоял у истоков современной авиации. Одним из них был Константин Константинович Арцеулов – внук Айвазовского. Ему впервые в мире удалось вывести самолет из штопора.
Константин Арцеулов первым в 1916 году разработал и применил приемы вывода самолета из штопора
Фото: Ирина Жибоедова
— В 1916 году в Каче он поднял свой «Ньюпор» на высоту 2 тысячи метров и погасил скорость до предела. Самолет начал падать, сорвался в крутую спираль, и тогда Арцеулов вывел его из штопора. Так он сделал пять раз подряд. Когда он сел, летчики качали его на руках. Сейчас этой фигуре высшего пилотажа обучают всех пилотов, - рассказывает Овчинников.
Первого летчика в России Михаила Ефимова преподавать в Качу пригласил лично император. Именно Ефимов одним из первых стал делать глубокие виражы с креном, что было решающим в воздушном бое, и обучал этому других лётчиков.
За заслуги он удостоился звания «почетный гражданин Севастополя».
Арцеулов Константин первым укротил "Штопор" в лётных испытаниях самолетов-истребителей
Фото: Ирина Жибоедова
Первый дельтаплан сшили из сумок…
Сам Михаил Иванович всю жизнь мечтал о небе. Уже в три года он твердо решил стать летчиком и всем об этом рассказывал. Однако судьба сложилась иначе, и Овчинников поступил учиться на радиотехника. Однажды в библиотеке он увидел журнал «Техника молодежи». Обложку номера украшал дельтаплан, внутри была статья с подробными чертежами и инструкцией.
— Я загорелся сделать свой собственный дельтаплан, грезил этим, журнал все время носил с собой, - рассказывает Михаил Овчинников.
Но тогда мечте не суждено было сбыться – нужны были дюралевые трубки и 20 метров ткани «болонья». По тем временам она стоила 6 рублей метр, и студенту со стипендией 40-50 рублей была не по карману.
Открытие Севастопольской авиашколы 11 ноября 1910 года
Фото: Ирина Жибоедова
После окончания университета Михаил стал работать на заводе «Парус» и там случайно увидел объявление о собрании желающих летать на дельтаплане. Надо сказать, в то время страна переживала настоящий дельтаплановый бум: советские люди хотели летать и подобные клубы появлялись по всей стране. Неслучайно в начале 80-х песня Валерия Леонтьева «Полет на дельтаплане» была так популярна.
На горе возле села Вишневое Михаил познакомился с Владимиром Поповым, летчиком в отставке и большим энтузиастом. В первый же день Михаил полетел на дельтаплане.
— Тогда я оторвался от земли, может быть, на полметра, пролетел метра три и, ясное дело, ткнулся носом в землю. Но это невероятное ощущение парения запомнил навсегда, - вспоминает Овчинников.
Уже в следующем году он сошьет-таки свой дельтаплан и начнет тренироваться. Надо сказать, что в те годы тотального дефицита многое нельзя было просто купить, а приходилось «доставать».
— Владимир Яковлевич Попов рассказывал, что первый свой дельтаплан он сшил … из сумок. Ткань «болонья» была в дефиците, но в магазине уцененных товаров он однажды нашел из нее сумки и купил все. Несколько тысяч швов пришлось делать, в итоге получился дельтаплан «Лоскут», - добавляет Михаил Иванович.
Свой дельтаплан он шил ночами на кухне, чтобы не мешать спящим родственникам. Он был из зеленой капроновой авиационной защитной ткани и получил название «Геккон».
http://ed.kp.ru/share/i/4/2009018/big.jpg?0.223586936571287
Чтобы добраться до села Вишневое, где был подходящий для полетов рельеф, Михаил вставал рано утром в воскресенье и с разобранным дельтапланом садился в троллейбус, затем в катер, а потом и в автобус. Конструкция часто ломалась при посадке, поэтому приходилось тащить с собой ящик с инструментами. Но сложности Овчинникова не пугали.
— Когда я разбегался и пусть ненадолго отрывался от земли, то чувствовал себя уже не человеком, а птицей. Учился самостоятельно и часто падал, конечно. Но всякий раз возвращался домой окрыленный, - вспоминает Михаил Иванович.
Набравшись опыта, Овчинников начал взлетать с небольших холмов, а затем и с гор. В 1986 году он стал первым в городе кандидатом в мастера спорта по дельтапланеризму, пролетев 36 километров на республиканских соревнованиях.
Позже он увлекся мотодельтапланами, которые вместе с единомышленниками также собирал самостоятельно.
На соревнования и сборы он часто брал с собой детей.
— Жена как-то сказала, вот, ты опять уезжаешь, а я с детьми одна остаюсь, бери их с собой. Я и взял. Сын и дочь лет с пяти со мной ездили по Крыму. Жили мы в палатке. Бывало, я их видел только утром и поздно вечером, потому что весь день летаю или сужу соревнования. Кто-то из клуба их накормит, кто-то косички заплетет, отношение было очень доброжелательное. Я их спросил недавно, мол, наверное, замучил я вас в детстве. А они говорят: «Папа, это было лучшее время, полная свобода», - рассказывает Михаил Иванович.
Всего за 35 лет Михаил налетал на дельтапланах, парапланах, дельталётах, лёгких и сверхлёгких самолётах около 1000 часов. Для лёгкой авиации это значительная цифра. Летал в Крыму, Ямполе, Одессе, Белоканах на Кавказе, Йоханесбурге в ЮАР, Тольятти, Москве, Владивостоке.
Более тысячи часов Овчинников "отлетал" за свою жизнь на дельталетах и дельтапланах
Фото: Ирина Жибоедова
От дельтапланов к квадрокоптерам
Клуб «Дельталет» самый старый из тематических клубов Севастополя. Первый общественный клуб дельтапланеристов организовал Попов Владимир Яковлевич в 1980 году.
В 1988 году Михаил Овчинников организовал Производственно-потребительский кооператив «Дельталёт». Он стал одним из первых в стране юридических дельтапланостроительных организаций.
— Мы сами делали дельтапланы и сами на них летали, - отмечает Овчинников.
Трудно поверить, что там, где я сейчас нахожусь, когда-то были настоящие авиамастерские – здесь делали каркасы крыльев и мотодельтапланов из дюралевых труб, изготавливали воздушные деревянные винты для моторов разной мощности, шили обшивки из парусного лавсана для крыльев, клеили обтекатели на дельталёты из эпоксидной смолы и стеклоткани.… А теперь тут будут учить будущих пилотов квадрокоптеров.
В 2018 году ТОС «Владимирская горка» получило грант на ремонт авиационно-спортивного клуба «Дельталет» в рамках проекта по развитию территории Севастополя. На 3 млн рублей привели в порядок помещение и закупили часть оборудования.
— Беспилотная авиация переживает в России подъем. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) широко используются в картографии, при поиске полезных ископаемых, в военных целях, для обнаружения пожаров, людей. Пилот БПЛА – это, можно сказать, профессия будущего или уже даже настоящего, - говорит Михаил Иванович.
Осваивать управление БПЛА нужно постепенно: сначала компьютерный симулятор, потом маленькие квадрокоптеры с камерами и очками, чтобы видеть, куда летишь..
— Вес спортивного квадрокоптера не превышает 250 граммов. По закону его не нужно регистрировать, он считается как бы игрушкой и не представляет опасности, - отмечает Овчинников.
Такой маленький квадрокоптер можно запускать и в помещении
Фото: Ирина Жибоедова
В сентябре жители ТОС «Владимирская горка» решили принять участие в конкурсе проектов по развитию территорий г. Севастополя, на которых осуществляет свою деятельность территориальное общественное самоуправление, на 2021 год, с проектом «Небо Детям!». Конкурс проводится Департаментом по территориальному развитию. В этом проекте предусмотрено развитие на территории ТОС авиамодельного спорта по классу гоночных мультироторных (квадрокоптеров) моделей, чтобы детвора могла изучать и продолжать славные авиационные традиции родного города. Проект уже получил положительные оценки на первом этапе и допущен к участию в конкурсе.
— Сейчас за летчиками сверхлегкой авиации нет смены, нет учеников. Мы хотим развивать у детей интерес к полетам и передать накопленный опыт. И не так важно, на чем именно ты летаешь, - говорит Михаил Иванович.
Если все будет так, как мечтает Овчинников, молодое поколение севастопольцев о прошлом, настоящем будущем авиации будут знать не только из газет и журналов.