Премия Рунета-2020
Севастополь
+16°
Boom metrics
Общество15 августа 2020 8:00

Нырял в Голландии, жил на яхте: шесть дней Николая II в Севастополе из раритетных записей в дневнике

14 августа Император последний раз выкупался в Севастопольской бухте, а после отправился с семьей на отдых в Ливадию. О том, как в 1913 году город встретил Николая II и отпраздновал 300-летие дома Романовых – в опубликованных архивных материалах.
Август-Октябрь 1913, Крым, Николай II с дочерьми

Август-Октябрь 1913, Крым, Николай II с дочерьми

Большая Морская – не главная

Первая половина 1913 года в России прошла под знаком Балканской войны и 300-летия Императорского дома Романовых.

Николай II вместе с семьей намеревался приехать осенью в Крым, в Ливадию, чтобы отдохнуть, остановившись в середине августа на несколько дней в Севастополе. Об этом он написал в своих дневниках.

Официальная часть празднеств по случаю 300-летия Дома Романовых закончилась в феврале, Севастополь и флот, с размахом отметив юбилейную дату, ожидали приезда императора. Фактически юбилейную дату город отпраздновал дважды, так как и флот, и Севастополь умели подавать себя в лучшем виде.

И всякий раз, встречая венценосного монарха, готовили для него приятный сюрприз.

Вот какие записи о праздновании юбилея Дома Романовых в феврале сохранились в архиве Олега Глебовича Доскато - председателя Клуба любителей истории города и флота.

«На всех кораблях эскадры проходили смотры и служились молебны. В Морском собрании была развернута экспозиция национальных костюмов Российской империи и ее провинций.

В день юбилея было принято решение устроить народные гулянья и наименовать Романовскими строящийся Институт физических методов лечения и площадь перед ним. Однако предложение переименовать улицу Большую Морскую в Романовскую тогда отклонили. Аргументировав, мол, эта улица не главная...»

Отпускали заключенных, прощали долги

И вот он - высокоторжественный день 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых - 21 февраля.

В архивных записях празднование описывается так:

«С раннего утра Севастополь принял праздничный вид. Все дома были украшены национальными флагами, вензелевыми изображениями, бюстами и портретами Их Императорских Величеств. Нахимовский проспект, Большая Морская и особенно Екатерининская улицы были запружены публикой. От Никольского адмиралтейского собора к памятнику адмиралу Нахимову были расставлены шпалерами войска, прибывшие со своими знаменами и хорами музыки.

Вечером весь город и суда флота сияли огнями иллюминации, на кораблях зажгли роскошный фейерверк».

И вот еще какая традиция существовала в городе по случаю празднования Дома Романовых.

В Севастополе в этот день объявили всевозможные льготы: прощение недоимок, дарение на благотворительные цели, смягчение кар.

«...списать общественные недоимки в размере одной четверти суммы с каждого мещанина», - говорилось в постановлении.

Также «...в день юбилея в севастопольской тюремной церкви священником Зверевым была отслужена божественная литургия и торжественный молебен, а также объявлен заключенным Высочайший манифест. В 3 часа дня в тюрьму прибыли товарищ прокурора Канишевич и помощник полицеймейстера Сухорепов, где в их присутствии начальник тюрьмы Суров вызвал арестованных – 29 мужчин и 2 женщин, подлежавших заключению в тюрьме до четырех лет, и объявил об их освобождении на основании 18-го пункта Высочайшего манифеста».

«Был сожжен городом хороший фейерверк»

Император Николай II прибыл в Крым в августе. Шесть дней он провел в Севастополе на яхте «Штандарт» в Южной бухте. Сохранились записи в его дневнике, где он описал каждый день пребывания в Севастополе. Дни пребывания на севастопольской земле оставили у него весьма приятное впечатление.

«9 августа. Пятница. Встал и оделся… Сидел с Алексеем у окна и любовался видами до самого Севастополя, куда мы прибыли в 11.15 утра. Салют флота и крепости, как всегда, и обычная встреча на пристани с чудным почетным караулом от Брестского полка. На гребном катере прибыли на «Штандарт» к 12 часам. Жара была большая, но легкая, с приятным бризом. Сели завтракать в час… В 3.30 отправился на эскадру и посетил линейные корабли: «Георгий Победоносец», «Синоп», «Пантелеймон», «Ростислав» и крейсера «Кагул» и «Память Меркурия». Нашел суда в большом порядке и чистоте, а команды в молодецком виде… Был сожжен городом хороший фейерверк. Затем обошел с Ольгой (младшая сестра Николая II) и детьми иллюминированные суда в обеих бухтах. Ночь была дивная, тихая и лунная».

Жил на яхте, купался в море

«10 августа. Суббота. В 9.30 при чудесной погоде пошел в бухту Голландию и выкупался там с великим наслаждением – в воде было 21°. Вернулся, переоделся и отправился на Северную сторону, где по шоссе произвел смотр половине гарнизона крепости… В 3.30 съехал с Ольгой и дочками к Госпитальной пристани. Прошли вверх к вновь выстроенной часовне Св. Митрофана Воронежского на месте древней церкви. При нас она была освящена. После этого осмотрел Морской госпиталь. Вернулись на яхту в 5.15. Смотрели на интересные спуски на воду гидропланов и подъемы их на воздух…».

«11 августа. Воскресенье. В 9 часов ездил в Голландию и выкупался. В 10.30 отправился с Ольгой и дочками к обедне на Братское кладбище. Вернулся к 12 часам на яхту. В 3.30 отправился с ними же на Графскую пристань и на автомобиле к Херсонесскому монастырю, где осмотрел интереснейшие раскопки Археологической комиссии. Граф Бобринский показывал. Посетил собор и к 5.45 был обратно на яхте».

«12 августа. Понедельник. В 9.30 поехал купаться. В 11 часов произвел смотр Брестскому и Белостокскому полкам, 13-й артиллерийской бригаде и остальным крепостным частям. Войска представились отлично. Пыль летела ужасная… В 3.15 отправился с Ольгой и дочками с Графской пристани по военной дороге мимо Георгиевского монастыря к вновь оканчиваемой батарее № 21. Она имеет огромный обстрел и находится близко над Балаклавой. Осмотрев её, поехал по шоссе Севастополь – Ялта и остановился недалеко от древней часовни Св. Георгия, в которой течет источник целебной воды. Оттуда проехал в Балаклаву, к дому Моти Апраксина. Он, жена и сын встретили, угостили богатым чаем и показали свой дом и сад. Имение их очень красиво расположено, как раз против выхода из бухты. Вернулся на яхту к 7 часам».

«13 августа. Вторник. В 9 часов отправился купаться. Вернувшись на яхту, принял Григоровича и начальника отряда болгарских судов капитана II ранга Добрева. До завтрака посетил и осмотрел линейные корабли: «Три Святителя», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий». Вернулся около часа. В 3 часа на «Ките» с Ольгой и дочками отправился в конец бухты в Черную речку. Осмотрел древнюю церковь в скале, в которой был в 1911 году, и в моторе объехал поля сражений в 1854 года Инкерманского, Балаклавского и на Черной речке. Интересные объяснения давал Зайончковский. Пыль была ужасная. Вернулся оттуда же на «Ките» в 6.30… Дочитывал бумаги. Во время обеда отлично играл хор балалаечников-мальчиков Меньковского училища… После чтения бумаг сидел наверху с Алекс, наслаждаясь дивным вечером».

«14 августа. Среда. В 8.30 в последний раз выкупался в Голландии. Погода стояла дивная и жаркая. В 10 часов снялись с бочек и вышли в море. Впереди шел крейсер «Кагул», сзади «Алмаз», с обеих сторон – по три миноносца…».

Общее фото на память

Уже убывая из Крыма, Николай II утвердил наименование площади в Севастополе между Корниловской набережной и Нахимовским проспектом – «Романовская».

Согласно архивным записям, «...2 октября в Ливадии Его Императорскому Величеству имели счастье представляться прибывшие из Севастополя офицеры, окончившие курсы Школы авиации отдела воздушного флота, в числе 18 человек. Представлял их императору сам августейший председатель отдела великий князь Александр Михайлович. Его Величество обошел офицеров, удостаивая их любезными вопросами. Поблагодарив их за усердие и труды по авиации, он пожелал им с успехом применить полученные в школе познания. По окончании представления Его Величество соизволил сняться с офицерами в общей группе».