История современности

«Хочу платье, как у Екатерины II»: кто и зачем создает в Севастополе исторические костюмы

Чем мода прошлых эпох отличается от современной и как она помогает изучать историю
Маркитантка кантона Ури времён Бургундских войн (1474—1477 годы) Фото: Евгения Комарова

Маркитантка кантона Ури времён Бургундских войн (1474—1477 годы) Фото: Евгения Комарова

В небольшом офисе в центре города, мне назначена встреча с костюмером, знатоком моды, но не современной, а исторической. Думала, попаду в швейный цех, где в длинном ряду будут красоваться костюмы и платья. Все так, с одной лишь оговоркой – на вешалках музейные раритеты. Такие наряды сегодня уже не носят– все это привет из прошлого. Разглядывая кованные латы, армейские барабаны, кожаные пояса и соломенные шляпы, можно вспомнить уроки истории.

— Проходите, проходите, – приветливо приглашает в свою мастерскую хозяйка Александра Юрьевна Кононенко, – исторический консультант и костюмер севастопольского Парка живой истории «Федюхины высоты».

Александра Кононенко в своей любимой мастерской

Александра Кононенко в своей любимой мастерской

Фото: Елена Рюмина

Александра с тремя помощницами детально воссоздают костюмы тех, кто в разное время ходил по земле полуострова – древних римлян, генуэзцев, а также армий, сражавшихся в Крымской войне.

Как радиотехник ушла в театр

Александра долго искала свой путь – сначала училась на инженера-радиотехника, затем зигзаг судьбы – стала художником по керамике, а потом, вспомнив свое детское увлечение, пришла в клуб исторической реконструкции. Через какое-то время она стала заведующей постановочной частью в театре Луначарского, а затем, в 2017 году костюмером в Парке живой истории "Федюхины высоты". Говорит, совершенно серьезно и без ноток иронии в голосе – нашла дело своей мечты, просто и со вкусом шить уникальные наряды.

Девушка с ранних лет умела обращаться с мечом, кинжалом, луком.

— Мой папа хотел мальчика, поэтому луков, деревянных мечей и копий у меня было гораздо больше, чем нормальных «девчачьих» игрушек, – вспоминает она.

Неудивительно, что первым она сделала мужской средневековый костюм - из лосин и переделанной матросской рубахи. Тогда она даже вышла в финал турнира по кинжальному бою, сражаясь наравне с мужчинами.

Александра вышла в финал турнира по кинжальному бою

Александра вышла в финал турнира по кинжальному бою

В следующем году образ был уже женским – платье в пол из зеленого бархата. Конечно, сравнивать его с оригиналом сложно – настоящих, исторических выкроек у нее не оказалось. Все что могла, подсмотрела в модных журналах и книгах. Это теперь в Интернете за один клик можно собрать исчерпывающую информацию о тканях, нитках, аксессуарах…

Как генуэзцы «обрастали» второй кожей

Сейчас Александра работает над костюмами генуэзцев (итальянцев), которые когда-то жили в Крыму. В Средние века одежда служила показателем социального статуса. К примеру, с непокрытой головой или в легком чепце могли ходить только очень юные девушки, лет до 15. Замужние дамы укрывали голову покрывалом, оно могло быть из льна или тонкого шёлка. А вот дамам преклонного возраста предписывалось закрывать полностью и голову и шею.

Детской моды, как таковой, не было – как только ребенок вырастал из пеленок, его одевали в мини-копию взрослого наряда, в соответствии с достатком родителей. Мода для беременных – явление тоже весьма новое. В средние века замужняя женщина была беременна большую часть жизни, поэтому платья просто делали с вертикальной шнуровкой, которую при необходимости можно было ослабить.

Мадонна дель Парто художника Пьеро делла Франческа

Мадонна дель Парто художника Пьеро делла Франческа

А еще итальянские девушки были большими модницами. Но купить большое количество нарядов, могли также далеко не все… И «изобретали велосипед» - к платью делали несколько комплектов рукавов. Пришил вместо шерстяных шелковые – вот вам и «новое» платье.

— Исторический костюм 15 века - он именной, кроится в технике закалывания, на человеке. Не было как таковых вытачек. Пройма шла гораздо выше, сустав был свободен. Человек жил в этом костюме, это была его вторая кожа, - говорит Александра.

Варим в луке пеньковую косу

Ткани для исторических костюмов используют только натуральные: хлопок, лен, шерсть и шелк, ведь синтетика появилась только в 20 веке.

— Многие вещи мы шьем вручную, сами делаем тканевые пуговицы, только нитки используем современные – они более прочные и надежные, - говорит Александра.

Чтобы полностью воссоздать один образ эпохи, кроме швеи потребуется помощь нескольких мастеров. Один сошьет сандалии или туфли из кожи, второй сплетет шляпу, третий сделает пояс и другие аксессуары. Все только ручной работы.

Голова манекена для будущей исторической экспозиции выглядит очень натурально - есть и брови, и ресницы

Голова манекена для будущей исторической экспозиции выглядит очень натурально - есть и брови, и ресницы

Фото: Елена Рюмина

— Реконструкторы старой школы умеют и ткань сами красить. Я варила пеньковые косы для прически в луковой шелухе. Можно окрасить ткань в фиолетовый цвет используя виноградный отжим. Но процесс этот долгий, и пахнет не всегда приятно, так что дома лучше не экспериментировать, - советует Александра.

Солдатская шинель по эскизу императора

Самой трудоемкой работой Александра Кононенко считает пошив солдатских шинелей времен Крымской войны. Раньше на изготовление одной такой шинели уходило до недели. Сейчас в костюмерной работают три сотрудницы, и процесс идет быстрее. Складки на спинке все равно прошивают вручную, на эту работу уходит до трех дней. Дизайн такой шинели разрабатывал лично Николай I –рукава, латунные пуговицы, складки на спинке и обязательно внутренняя стяжка в талии.

— Солдат должен был выглядеть согласно эстетике 19 века – тогда была в моде приталенная одежда. Может не очень практично, но зато красиво, - описывает шинель Александра.

Весит такая шинель килограмма три – материал очень плотный. Может зимой в ней и тепло, но как реконструкторы разыгрывают бои крымским летом – остается только догадываться.

В севастопольском военно-историческом клубе создали точную копию пушки времен Крымской войны

В севастопольском военно-историческом клубе создали точную копию пушки времен Крымской войны

Фото: Юрий ЮГАНСОН

Первые сестры милосердия города

Образ сестры милосердия Крестовоздвиженской общины Александра создавала с 2013 по 2018 годы – изучала исторические документы, письма, художественные источники.

Детально воссозданный костюм сестры милосердия Крестовоздвиженской общины Фото: Елена Воробьева

Детально воссозданный костюм сестры милосердия Крестовоздвиженской общины Фото: Елена Воробьева

Идея создания общины сестёр милосердия принадлежала великой княжне Елене Павловне – супруге великого князя Михаила Павловича. Всех женщин, не связанных семейными обязанностями, призвали помочь больным и раненым на фронте. Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым во время войны, прототип «Международного красного креста».

— Девушки вступали на год служения в общину. Они ассистировали на операциях, ухаживали за ранеными, во время Крымской войны помогали Николаю Ивановичу Пирогову, - добавляет Александра.

Из 137 сестёр Крестовоздвиженской общины, которые работали в осаждённом Севастополе, 12 погибли при исполнении служебных обязанностей, верные своему призванию.

Одежду для сестер также разработала великая княжна.

— Широкая пелерина должна была полностью скрывать грудь, а покрывало на чепце - шею. Под платье девушки надевали панталоны, чулки на завязках и корсеты. Пирогов просил девушек корсетов не носить, так как в операционной они часто теряли сознание от духоты. Однако сестры тут его не послушали – девушка 19 века просто не представляла себя без корсета, – рассказывает Александра.

А еще ей привезли из Испании оригинальную ленту и сделали на заказ бронзовый крест по сохранившемуся образцу из музея. Именно такие, только золотые, кресты носили на шее сестры. Если за год служения в общине девушка зарекомендовала себя хорошо, золотой крест она возвращала в общину, а её награждали серебряным. Теперь образ будет полным.

Кстати, для реконструкции воссоздают не только наряд, но и нижнее белье, хотя его и не видно. Хочешь прочувствовать эпоху – нужно полностью перевоплощаться.

Дорогостоящее хобби

У увлеченного реконструктора на хобби уходит немало средств. Это и не удивительно – ткани нужны только натуральные, пуговицы и обувь заказывать приходится у мастеров. Даже если пытаться все сделать самостоятельно, с первого раза вряд ли получится хорошо, да и есть риск испортить материал.

— Данный костюм крестовоздвиженки обошёлся более 40 тысяч рублей, и это без обуви, - говорит Александра. - Иной полный исторический образ с аксессуарами может стоить и несколько тысяч долларов.

Однако на любимое дело жизни ей денег не жалко. Да и супруг ее полностью поддерживает – он также участвует в исторических реконструкциях.

Меня не покидала мысль: столько труда, и все только ради нескольких дней фестиваля?

-У каждого должна быть мечта, а мечта реконструктора – это воссоздать выбранный им образ с максимальной достоверностью деталей . Которые в сумме своей сложатся в единый, исторически правильный комплект. Вот в этом творческом процессе я и нахожу наибольшее удовлетворение . Радость от законченного образа не сравнить ни с чем. А впереди есть ещё много эпох, над которыми нам предстоит потрудиться.