Моряки и сейчас трепетно относятся к религии. В одном из кубриков легендарной «Коммуны» расположена корабельная церковь Николая Чудотворца
Сильные, бесстрашные, бравые моряки Черноморского флота... Рассчитывают только на свои силы, думают многие. А вот и нет. Святым во время войны молились регулярно. Вот что рассказывают севастопольские историки об отношении к религии на флоте в 19-20 веке.
На всех бастионах лампады
Согласно архивным данным историка, ученого-исследователя Валерия Крестьянникова, в 1850-1852 годах большая часть моряков исповедала православие. Но были на кораблях и католики, а также иудеи, лютеране и в меньшей степени мусульмане.
К началу первой обороны в Севастополе, Балаклаве и окрестностях было 14 православных храмов, католический костел, лютеранская церковь, синагога и мечеть.
Чесменская (сейчас Советская) улица. Вид на Петропавловский храм и Севастопольскую бухту
— В дни первой обороны Севастополя российское духовенство, полковые священники и иеромонахи Балаклавского Георгиевского монастыря по праву делили воинскую славу с офицерами и нижними чинами, — говорится в архивных документах.
Для проведения церковных служб на всех бастионах и батареях были установлены иконы. Один из участников обороны отмечал: «Нет, впрочем, у нас и маленькой батареи, где бы не было знамени веры! Едва успели где насыпать вал небольшой (земляной), ставятся орудия, ставится тут же в нише икона святая и теплится лампада».
После Крымской войны православные храмы восстановили. В них хранились иконы, которые почитались как священные реликвии. Иконы сопровождали защитников в осажденном городе.
Уничтожено в прах, кроме Спасителя
В Адмиралтейском соборе имени Святого Николая Чудотворца особо почиталась икона с четвертого бастиона. В центре иконы была изображена Святая Троица, по бокам – Алексий, митрополит Московский, и святой великомученик Георгий. На обратной стороне надпись: «Образ сооружен в 1851 году, декабря шестого дня, ко дню тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, в командование заведующего Адмиралтейской батареей капитана Лобко усердием фейерверкеров, рядовых и канонистов оных батарей».
В церкви имени Святых Равноапостольных Константина и Елены села Карань находилась икона Святого Константина и Елены в серебряной ризе, принадлежавшая расформированному в 1861 году Балаклавскому греческому батальону.
Икона Святого Георгия Победоносца, которую так и не вернули в Севастополь из Мариуполя
На братском кладбище, в ризнице церкви имени Святого Николая Чудотворца хранился пострадавший во время артиллерийского обстрела Севастополя образ Христа Спасителя. На нем была надпись: «1855 года, июня 10-го, разорвавшегося в доме неприятельского снаряда, все украшения, риза, рама уничтожены в прах, а изображение Спасителя осталось невредимо».
Первый крестный ход
После окончания Крымской войны император Александр II постановил «в память о страшном испытании, постигшем многострадальный Севастополь» проводить ежегодный крестный ход из Адмиралтейского собора в Херсонесскую киновию – монашескую коммуну.
Крестный ход. Вид на Графскую пристань со стороны Севастопольской бухты
Впервые крестный ход был совершен 15 июля 1857 года.
— В то время эта церемония проходила так: помимо литургии на городских колокольнях били в колокола, как на церковные праздники. Процессия шла от Адмиралтейского собора мимо Екатерининской пристани по Большой Морской улице к Петропавловской церкви, где останавливалась. Архимандрит читал Евангелие. Затем дьякон провозглашал: «Святому Равноапостольному Князю Владимиру помолимся!» Архимандрит, приняв ковчег со святыми мощами, осенял им город со словами «моли Бога о нас», — говорится в архивных документах.
Далее маршрут крестного хода следовал мимо бывшей полковой церкви к пролому на пятом бастионе, затем к обители мимо городского кладбища.
Лишились реликвии
Традиция совершать крестный ход в Балаклавский Георгиевский монастырь с чудотворной иконой Святого Великомученика Георгия берет свое начало в 1891 году.
И этого бы не случилось, если бы в том же году жители Севастополя и Балаклавы не обратились к настоятелю монастыря с просьбой вернуть икону Святого Георгия Победоносца, вывезенную в 1779 году митрополитом Игнатием в Мариуполь.
Известно, что к решению этого вопроса подключился один из высокопоставленных чиновников в Санкт-Петербурге.
10 октября, накануне празднования 1000-летия обители, в петербургской газете «Новости» была опубликована следующая заметка: «Перенесенную на время празднования тысячелетнего юбилея в Георгиевский Балаклавский монастырь чудотворную икону предположено возвратить обратно в Мариуполь, вследствие усиленной просьбы граждан Мариуполя, но с тем, чтобы ежегодно помянутая икона крестным ходом переносилась в апреле в Георгиевский монастырь и оставалась в нем до 15 октября, а затем обратно возвращалась в Харлампиевский собор в Мариуполе, на время же отсутствия чудотворной иконы решено как в Георгиевском монастыре, так равно и в Мариупольском соборе – иметь точные копии с этой иконы».
Для солдат – церковные парады
В начале ХХ столетия в Севастополе шла подготовка к празднованию 50-летия первой обороны Севастополя. На средства комиссии создавались памятники на местах сражений, бастионов и батарей, а на Северной стороне был воздвигнут храм Вознесения Господня.
Екатерининская (сейчас Ленина) улица. Храм архистратига Михаила и музей Севастопольской обороны
5 октября 1903 года в годовщину начала первой бомбардировки Севастополя, прошли церковные парады войск на Константиновской батарее на Северной стороне и батарее № 10 на Южной стороне города.
— Традиция церковных парадов в память первой обороны продолжалась до Первой мировой войны. В конце XIX - начале XX века многие полки, батареи и гарнизонные части отмечали 100 и 200-летние юбилеи, — писал историк Валерий Крестьянников.
Для воинских частей устанавливались ежегодные церковные праздники во имя святых.
От работ освободить – церковный праздник
Вот еще интересный факт: сохранилась традиция называть линейные корабли не только именами императоров, но и святых, особенно это характерно для Черноморского флота. В начале XX века в состав Черноморского флота входили линейные корабли «Георгий Победоносец», «Пантелеймон», «Три Святителя», «Иоанн Златоуст», «Ростислав».
А так выглядел броненосец «Ростислав»
Во времена царствования императора Александра I было установлено иметь знамена в каждом батальоне полка и знаменные флаги в каждом флотском экипаже.
Император Александр III своим указом ввел полковые знамена.
В 1880–1890-х годах началось экономическое возрождение Севастополя, и в 1895 году Севастополь вновь стал крепостью и главной базой Черноморского флота.
— Шло строительство новых боевых судов, увеличивалось количество гражданского населения города и чинов гарнизона. На этот период приходится наибольшее количество вновь построенных культовых сооружений для верующих различных конфессий. Накануне Первой мировой войны на территории города и в его окрестностях действовало три монастыря и 19 православных храмов епархиального ведомства, пять храмов и судовые церкви военного ведомства, католический костел, две синагоги, караимская кенасса и мечеть, — рассказывает Валерий Крестьянников.
Линейный корабль «Иоанн Златоуст». Взорван англичанами в апреле 1919 г. Разобран в Севастополе в 1922–1923 г
Преобразование структуры флота, его береговых частей и подразделений крепости повлекло за собой изменение и в управлении духовной жизнью. Был главный священник Черноморского флота, священник штаба крепости, старообрядческий священник Черноморского флота, военный мулла.
Военное ведомство ежегодно на протяжении XIX и начала XX века рассылало в воинские части циркуляры об основных религиозных праздниках православного, иудейского и мусульманского вероисповедания. А в дни праздников воинские чины освобождались от любых видов работ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Подвиг памяти»: 65 лет назад линкор «Новороссийск» подорвался на фашистской мине в Севастопольской бухте
Вдова моряка Ольга Матусевич смогла собрать и сберечь историю погибшего экипажа (подробности)