Общество2 ноября 2020 12:00

Без веры нет побед: как на Черноморском флоте в Севастополе на Бога уповали

Религия у моряков Черноморского флота в повседневной жизни занимала особое место
Моряки и сейчас трепетно относятся к религии. В одном из кубриков легендарной «Коммуны» расположена корабельная церковь Николая Чудотворца

Моряки и сейчас трепетно относятся к религии. В одном из кубриков легендарной «Коммуны» расположена корабельная церковь Николая Чудотворца

Сильные, бесстрашные, бравые моряки Черноморского флота... Рассчитывают только на свои силы, думают многие. А вот и нет. Святым во время войны молились регулярно. Вот что рассказывают севастопольские историки об отношении к религии на флоте в 19-20 веке.

На всех бастионах лампады

Согласно архивным данным историка, ученого-исследователя Валерия Крестьянникова, в 1850-1852 годах большая часть моряков исповедала православие. Но были на кораблях и католики, а также иудеи, лютеране и в меньшей степени мусульмане.

К началу первой обороны в Севастополе, Балаклаве и окрестностях было 14 православных храмов, католический костел, лютеранская церковь, синагога и мечеть.

Чесменская (сейчас Советская) улица. Вид на Петропавловский храм и Севастопольскую бухту

Чесменская (сейчас Советская) улица. Вид на Петропавловский храм и Севастопольскую бухту

— В дни первой обороны Севастополя российское духовенство, полковые священники и иеромонахи Балаклавского Георгиевского монастыря по праву делили воинскую славу с офицерами и нижними чинами, — говорится в архивных документах.

Для проведения церковных служб на всех бастионах и батареях были установлены иконы. Один из участников обороны отмечал: «Нет, впрочем, у нас и маленькой батареи, где бы не было знамени веры! Едва успели где насыпать вал небольшой (земляной), ставятся орудия, ставится тут же в нише икона святая и теплится лампада».

После Крымской войны православные храмы восстановили. В них хранились иконы, которые почитались как священные реликвии. Иконы сопровождали защитников в осажденном городе.

Уничтожено в прах, кроме Спасителя

В Адмиралтейском соборе имени Святого Николая Чудотворца особо почиталась икона с четвертого бастиона. В центре иконы была изображена Святая Троица, по бокам – Алексий, митрополит Московский, и святой великомученик Георгий. На обратной стороне надпись: «Образ сооружен в 1851 году, декабря шестого дня, ко дню тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, в командование заведующего Адмиралтейской батареей капитана Лобко усердием фейерверкеров, рядовых и канонистов оных батарей».

В церкви имени Святых Равноапостольных Константина и Елены села Карань находилась икона Святого Константина и Елены в серебряной ризе, принадлежавшая расформированному в 1861 году Балаклавскому греческому батальону.

Икона Святого Георгия Победоносца, которую так и не вернули в Севастополь из Мариуполя

Икона Святого Георгия Победоносца, которую так и не вернули в Севастополь из Мариуполя

На братском кладбище, в ризнице церкви имени Святого Николая Чудотворца хранился пострадавший во время артиллерийского обстрела Севастополя образ Христа Спасителя. На нем была надпись: «1855 года, июня 10-го, разорвавшегося в доме неприятельского снаряда, все украшения, риза, рама уничтожены в прах, а изображение Спасителя осталось невредимо».

Первый крестный ход

После окончания Крымской войны император Александр II постановил «в память о страшном испытании, постигшем многострадальный Севастополь» проводить ежегодный крестный ход из Адмиралтейского собора в Херсонесскую киновию – монашескую коммуну.

Крестный ход. Вид на Графскую пристань со стороны Севастопольской бухты

Крестный ход. Вид на Графскую пристань со стороны Севастопольской бухты

Впервые крестный ход был совершен 15 июля 1857 года.

— В то время эта церемония проходила так: помимо литургии на городских колокольнях били в колокола, как на церковные праздники. Процессия шла от Адмиралтейского собора мимо Екатерининской пристани по Большой Морской улице к Петропавловской церкви, где останавливалась. Архимандрит читал Евангелие. Затем дьякон провозглашал: «Святому Равноапостольному Князю Владимиру помолимся!» Архимандрит, приняв ковчег со святыми мощами, осенял им город со словами «моли Бога о нас», — говорится в архивных документах.

Далее маршрут крестного хода следовал мимо бывшей полковой церкви к пролому на пятом бастионе, затем к обители мимо городского кладбища.

Лишились реликвии

Традиция совершать крестный ход в Балаклавский Георгиевский монастырь с чудотворной иконой Святого Великомученика Георгия берет свое начало в 1891 году.

И этого бы не случилось, если бы в том же году жители Севастополя и Балаклавы не обратились к настоятелю монастыря с просьбой вернуть икону Святого Георгия Победоносца, вывезенную в 1779 году митрополитом Игнатием в Мариуполь.

Известно, что к решению этого вопроса подключился один из высокопоставленных чиновников в Санкт-Петербурге.

10 октября, накануне празднования 1000-летия обители, в петербургской газете «Новости» была опубликована следующая заметка: «Перенесенную на время празднования тысячелетнего юбилея в Георгиевский Балаклавский монастырь чудотворную икону предположено возвратить обратно в Мариуполь, вследствие усиленной просьбы граждан Мариуполя, но с тем, чтобы ежегодно помянутая икона крестным ходом переносилась в апреле в Георгиевский монастырь и оставалась в нем до 15 октября, а затем обратно возвращалась в Харлампиевский собор в Мариуполе, на время же отсутствия чудотворной иконы решено как в Георгиевском монастыре, так равно и в Мариупольском соборе – иметь точные копии с этой иконы».

Для солдат – церковные парады

В начале ХХ столетия в Севастополе шла подготовка к празднованию 50-летия первой обороны Севастополя. На средства комиссии создавались памятники на местах сражений, бастионов и батарей, а на Северной стороне был воздвигнут храм Вознесения Господня.

Екатерининская (сейчас Ленина) улица. Храм архистратига Михаила и музей Севастопольской обороны

Екатерининская (сейчас Ленина) улица. Храм архистратига Михаила и музей Севастопольской обороны

5 октября 1903 года в годовщину начала первой бомбардировки Севастополя, прошли церковные парады войск на Константиновской батарее на Северной стороне и батарее № 10 на Южной стороне города.

— Традиция церковных парадов в память первой обороны продолжалась до Первой мировой войны. В конце XIX - начале XX века многие полки, батареи и гарнизонные части отмечали 100 и 200-летние юбилеи, — писал историк Валерий Крестьянников.

Для воинских частей устанавливались ежегодные церковные праздники во имя святых.

От работ освободить – церковный праздник

Вот еще интересный факт: сохранилась традиция называть линейные корабли не только именами императоров, но и святых, особенно это характерно для Черноморского флота. В начале XX века в состав Черноморского флота входили линейные корабли «Георгий Победоносец», «Пантелеймон», «Три Святителя», «Иоанн Златоуст», «Ростислав».

А так выглядел броненосец «Ростислав»

А так выглядел броненосец «Ростислав»

Во времена царствования императора Александра I было установлено иметь знамена в каждом батальоне полка и знаменные флаги в каждом флотском экипаже.

Император Александр III своим указом ввел полковые знамена.

В 1880–1890-х годах началось экономическое возрождение Севастополя, и в 1895 году Севастополь вновь стал крепостью и главной базой Черноморского флота.

— Шло строительство новых боевых судов, увеличивалось количество гражданского населения города и чинов гарнизона. На этот период приходится наибольшее количество вновь построенных культовых сооружений для верующих различных конфессий. Накануне Первой мировой войны на территории города и в его окрестностях действовало три монастыря и 19 православных храмов епархиального ведомства, пять храмов и судовые церкви военного ведомства, католический костел, две синагоги, караимская кенасса и мечеть, — рассказывает Валерий Крестьянников.

Линейный корабль «Иоанн Златоуст». Взорван англичанами в апреле 1919 г. Разобран в Севастополе в 1922–1923 г

Линейный корабль «Иоанн Златоуст». Взорван англичанами в апреле 1919 г. Разобран в Севастополе в 1922–1923 г

Преобразование структуры флота, его береговых частей и подразделений крепости повлекло за собой изменение и в управлении духовной жизнью. Был главный священник Черноморского флота, священник штаба крепости, старообрядческий священник Черноморского флота, военный мулла.

Военное ведомство ежегодно на протяжении XIX и начала XX века рассылало в воинские части циркуляры об основных религиозных праздниках православного, иудейского и мусульманского вероисповедания. А в дни праздников воинские чины освобождались от любых видов работ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Подвиг памяти»: 65 лет назад линкор «Новороссийск» подорвался на фашистской мине в Севастопольской бухте

Вдова моряка Ольга Матусевич смогла собрать и сберечь историю погибшего экипажа (подробности)