Премия Рунета-2020
Севастополь
+16°
Boom metrics
Общество26 сентября 2021 10:30

Деревянные окна, часовня без имени и старинные особняки Севастополя

Чем удивляет туристов архитектура города-героя
Из окна открывает вид на Корабельную сторону Севастополя фото: группа "Архитектура Севастополя"

Из окна открывает вид на Корабельную сторону Севастополя фото: группа "Архитектура Севастополя"

Есть в Санкт-Петербурге такой вид экскурсий, как прогулки по городу с заходом в доходные дома, дворы и парадные. Туристам показывают цветные витражи, чудом уцелевшие латунные перила, старинные оконные ручки, дверные звонки, изразцовые печи и очень старые, но до сих пор действующие лифты… В этом плане Севастополь ничуть не хуже, а может, и превосходит Северную столицу. Но где же предложения?

Добро пожаловать на виртуальную экскурсию

Услуга индивидуальных гидов в нашем городе есть. Это факт. Но показывают туристам в основном знаковые места и памятники, по закоулкам почти никто не водит. Куда проще рассказать о Матросском бульваре и памятнике Казарскому, чем увлеченно говорить целый час о деревянных окнах в доме, построенном до революции. Между тем, просвещение народных масс в данном вопросе все же ведется. Занимается этим общественник Степан Самошин. Его группы в Facebook и в «Вконтакте» под названием «Архитектура Севастополя» весьма занимательны.

Особняк Скирмунта в Балаклаве

Во времена Крымской войны англичане превратили Балаклаву не просто в свой форпост, они сделали из нее городок, комфортный для жизни. Построили дома, гостиницы, рестораны. Когда война завершилась, Балаклава на десятки лет превратилась в место паломничества европейских граждан. Не был обделен город и вниманием предприимчивых граждан. В 1872 году польский дворянин Казимир Скирмунт открыл в Балаклаве климатолечебный пансион. Заведение пользовалось большим успехом, и в 1879 г. его владелец построил еще и купальни, а затем метеостанцию на горе.

Особняк польского дворянина Казимира Скрирмунта фото: группа "Архитектура Севастополя"

Особняк польского дворянина Казимира Скрирмунта фото: группа "Архитектура Севастополя"

До наших дней сохранился особняк Казимира Александровича. Как предполагают исследователи, здание было построено в 1880-х годах. Это одна из немногих дач, сохранившихся к северу от Балаклавской бухты. В послевоенное время особняк оказался на территории пограничной части и использовался под медсанчасть.

Из описания: «Стиль особняка, пожалуй, можно обозначить как архитектурный романтизм и историзм: здесь присутствуют элементы неоготики и неомавританского влияния. Здание асимметрично, состоит их разных по высоте и конфигурации объемов (включая две башенки - квадратную и круглую), что придает ему динамики. Сдержанная красота этого особняка чувствуется, несмотря на изменения в его облике, произошедшие за последнее столетие. Здание пострадало при землетрясении 1927 года. Позднее было оштукатурено и окрашено (изначально - облицовано камнем)», - говорится в описании.

Красота на кладбище

На старом городском кладбище, что на улице Пожарова, можно наблюдать великолепный образец художественной работы по металлу - входные двери часовни. С помощью штамповки, ковки и литья мастер создал пальмовые ветви и дубовые венки, розетки, филенки в виде равноконечных крестов. Крест в полуциркульном окне над дверью красиво «перетекает» в спиралевидный орнамент с растительными элементами. В Санкт-Петербурге такого точно не увидите. Но вот что поражает - об истории самой часовни известно до обидного мало.

Старое городское кладбище как учебник. По могилам и часовням можно изучать историю фото: группа "Архитектура Севастополя"

Старое городское кладбище как учебник. По могилам и часовням можно изучать историю фото: группа "Архитектура Севастополя"

Из описания: «В 1905 и 1910 гг. у Всехсвятской церкви были построены две часовни: в честь св. Дмитрия и во имя св. Николая. Обе были закрыты в 1931 году. Сохранилась одна - но какая? Имя художника и дату изготовления дверей хранит металлический «паспорт»: «мастер К.В. Клиндухов. 1906 15/III». К сожалению, узнать о нем что-либо нам не удалось. Поражают не только красота и уровень исполнения этого изделия, но и его счастливая судьба: как двери пережили все катаклизмы последнего столетия севастопольской истории, уму непостижимо».

В настоящий момент часовня не является объектом культурного наследия.

200 лет маяку

В этом году, 5 ноября, Инкерманским маякам исполняется 200 лет. В 1821 году (по старому стилю) их свет впервые озарил Севастопольскую бухту. Тогда смотрители использовали лампы на конопляном масле с катоптрическими (отражательными) аппаратами. Огонь имел белый цвет.

Передний Инкерманский маяк. фото: Сергей Богданов

Передний Инкерманский маяк. фото: Сергей Богданов

На фотографии Сергея Богданова - Передний Инкеманский маяк в 2015 году.

Из описания: «В 1867 году о Инкерманских маяках говорили так: «каменные, двухэтажные, четырёхугольные, имеют одинаковый вид и высоту 43,4 фута от основания. Верхний этаж каждого маяка - в размерах своих гораздо меньше нижнего - есть ничего иное, как глухой фонарь с широким окном, обращенным к Севастопольскому рейду». Они много повидали на своем веку, их здания неоднократно перестраивались в связи с обновлениями осветительной техники, но, как видно из этого описания, Передний маяк сегодня ближе к своему виду середины XIX века, чем Дальний, который был разрушен в 1942 году и построен заново».

Ежедневно два самых ярких огня ночного Севастополя зажигают: начальник Переднего маяка Василий Миронюк, начальник Заднего маяка - Роман Перепечко.

Красота в окнах

В мае этого года офицерские дома на улице Будищева стали объектами культурного наследия. Инициаторами присвоения этого статуса стали активисты севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. К слову, автор пабликов «Архитектура Севастополя» Степан Самошин является заместителем председателя данной организации. По соседству с офицерскими домами есть не менее примечательные объекты.

Может, и не питерская парадная, но вид все равно захватывающий фото: группа "Архитектура Севастополя"

Может, и не питерская парадная, но вид все равно захватывающий фото: группа "Архитектура Севастополя"

Из описания: «Чудесное окно и литые балясины дореволюционного жилого дома на Будищева. Любопытно, что такие же чугунные изделия есть и в доме советской довоенной постройки на ул. Древней. Какая судьба ждет эти великолепные деревянные рамы? Когда начнется капремонт, их выкинут, заменив на белый пластик, если жильцы не потребуют их сохранить».

Еще одно красивое окно можно встретить, прогулявшись по улице Ленина. Оно абсолютно круглое. Если повезет, и дверь в подъезд окажется открытой, то перед вашим взором предстанет Корабельная сторона. Первым зданием, которое вы увидите, станет метеостанция на Павловском мысе.

Объект культурного наследия с винтовой лестницей

А теперь - самые горячие новости. Здание метеостанции, да, той самой, которую видно из окна на Ленина, включили в перечень выявленных объектов культурного наследия. Правда пока временно. В ближайший год должна пройти экспертиза, которая утвердит статут ОКН на постоянной основе.

В здании метеостанции проходили съемки фильма «Адмирал» фото: группа "Архитектура Севастополя"

В здании метеостанции проходили съемки фильма «Адмирал» фото: группа "Архитектура Севастополя"

Из описания: «Проект здания был составлен капитаном А. Антиповым в 1898 году и утвержден Морским министерством в 1901 г. К 1904 году здание было построено. В здании сохранилась напольная метлахская плитка и захватывающая дух винтовая чугунная лестница. Скорее всего, ступал по ней и адмирал А.В. Колчак, который бывал в здании в 1916–1917 годах, а в наше время здесь проходили съемки посвященного ему фильма «Адмирал».

По словам Самошина, команда «Архитектуры Севастополя» не знает кто подавал заявку на выявление объекта культурного наследия, но дело это очень правильное.

- Статус объекта культурного наследия позволяет спасти исторические здания от сноса и вернуть им аутентичный облик при реставрации. Это особенно актуально для построек на Павловском мыске. По нашей информации, в ближайшем будущем морской госпиталь будет переезжать в другое место и дореволюционные корпуса учреждения могут быть снесены, - заключил Степан Самошин...