Премия Рунета-2020
Севастополь
+17°
Boom metrics
Интересное11 сентября 2020 13:20

На чем играли наши предки: в Севастополе работал «Музей забытой музыки»

Посетить его можно будет и на фестивале «Русская Троя»
Сергей Плотников сам делает инструменты и играет на них

Сергей Плотников сам делает инструменты и играет на них

Фото: Елена Рюмина

Древние славяне, скифы, воины Крымской и Великой отечественной войн – кого только мы не встретили на фестивале на Федюхиных высотах! С представителями разных эпох общаются и фотографируются туристы.

У одной палатки в секторе Древней Руси особенно многолюдно – тут звучат мелодии, но не привычные, а старинные. В Севастополе открылся филиал «Музея забытой музыки» из Воронежа.

Сергей Плотников уже более 12 лет изготавливает народные музыкальные инструменты. Информацию он черпает из этнографических и исторических трудов, старинных гравюр и летописей. А началось все с подарка жены Инны.

—Жена мне как-то подарила книжку про музыкальные инструменты, с чертежами. Меня очень заинтересовала волынка и я решил ее сделать. Но тогда я нотной грамоты не знал, и вообще от музыки был далек, – рассказывает Сергей.

10 лет Сергей работал слесарем-инструментальщиком на заводе, потом волею судьбы пришел в интернат для детей-сирот и стал педагогом дополнительного образования – водил детей в походы, организовывал КВН, вел уроки труда.

— В интернате работал балалаечник, Константин Харитонов, он приходил и помогал мне настраивать инструмент, полгода мы, наверное, мучились, но волынку доделали, – вспоминает мастер.

Позже на фестивале бардов Сергей продемонстрировал самодельные инструменты, и участники выстраивались в очередь, чтобы послушать как мастер весело и увлекательно про них рассказывает. Тогда жена и предложила ему создать в Воронеже музей.

На Федюхины Высоты Сергей с семьей приезжает с 2014 года. Даже те, кто уже не раз бывали в «Музее забытой музыки» с удовольствием приходят снова.

Гусли Садко

Лировидные гусли были популярны в 11-13 веках. Инструмент представляет собой деревянный резонатор, к которому крепится от 7 до 13 струн, а сверху предусмотрено окошечко.

Сергей Плотников знает множество историй и поговорок

Сергей Плотников знает множество историй и поговорок

Еще 70 лет назад мы ничего не знали о лировидных гуслях, пока инструмент не обнаружили при раскопках в Великом Новгороде. Садко, Добрыня Никитич и другие сказочные персонажи играли именно на таких лировидных гуслях, - рассказывает Сергей.

Он демонстрирует публике еще один инструмент, со сдвоенными струнами. Звучит он более замысловато.

— Эти гусли я придумал сам. Мне долго этнографы говорили, что такого инструмента не существовало. Однако выяснилось, что в 1907 году в Петербурге жил псковский гусар Федот Артамонов, который именно на таких играл. Я теперь говорю: «Это гусли артамоновские, а я последователь Федота», - продолжает Сергей. Рассказывает он весело, с шутками-прибаутками, поэтому и публика, от мала до велика, увлеченно слушает.

Гудок-гудочек

В русской народной песне про березу поется «Срежу я с березы три пруточка, сделаю из них я три гудочка». Как же выглядел этот инструмент? Оказывается, он напоминает скрипку листовидной формы – играть на гудке нужно смычком.

Старинная балалайка и два гудка

Старинная балалайка и два гудка

—Назвали инструмент так, потому что струны гудели. Гудьбой на Руси называли музыку, а все музыкальные инструменты – гудебными сосудами, – поясняет мастер.

А вот деятель искусств Якоб Штелин в 18 веке описывал гудок так: «Инструмент издает резкие пронзительные звуки, ни для чего более не приспособлен, кроме как для деревенских танцев».

Незнакомая балалайка

Привычный всем нам вид балалайка приобрела только в конце 19 веке, после того, как ее усовершенствовал музыкант Василий Андреев – организатор первого в России оркестра народных инструментов.

Старинная балалайка имела небольшой резонатор, треугольный или любой другой формы, длинный гриф и пару струн. Инструмент этот был очень доступным – стоил недорого, да и можно было самому сделать.

Якоб Штелин писал о балалайке: «Редко в каком дворе не встретишь мужичка, который на этом поистине антихудожественном инструменте не наигрывал бы своих вещичек дворовым девкам».

Музыканты-лирники

Чего только нет в коллекции Сергея Плотникова: и трещотки, и разнообразные дудочки. Такой нехитрый инструмент можно сделать из полого стебля камыша, борщевика, любого полого стебля. Для мастера не составит труда сделать простую «сопелку» даже из пластиковой трубочки.

Самый крупный инструмент, который мастер привез на фестиваль – ручной органчик, или колесная лира. Изобретен он был в 11 веке в Центральной Европе и назывался там органиструм.

Принцип действия прост – к резонатору крепилось натертое канифолью деревянное колесико, которое вращали при помощи ручки. Колесико терлось о струны, а звучание можно было регулировать несколькими клавишами.

— В 19-20 веке появляются лирники – бродячие музыканты. Они ходили по деревням и зарабатывали на жизнь, исполняя духовные песнопения под ручной органчик. Лирниками становились только слепые. В центральной России лирников можно было встретить вплоть до 60-х годов 20 века, – рассказывает музыкант.

С мая по ноябрь Сергея Плотникова в Воронеже не найти – он ездит с фестиваля на фестиваль, его ждут в разных городах России

— Всего бы этого не было, если б не жена. И книжку подарила, и музей придумала. В общем, идея жены, а слава моя,– шутит Сергей.

В этом году из-за коронавируса семье Плотниковых пришлось сидеть дома до самого августа. Музей разрешили открыть только недавно, в порядке исключения. Поэтому и поездка на Крымский военно-исторический фестиваль была особенно долгожданной. Но пусть не расстраиваются те, кто не успел послушать старинную музыку – Сергей Плотников также примет участие в фестивале «Русская Троя» на Малаховом кургане, который будет проходить 12-13 сентября.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Хочу платье, как у Екатерины II»: кто и зачем создает в Севастополе исторические костюмы

Чем мода прошлых эпох отличается от современной и как она помогает изучать историю (подробности)

Парк живой истории «Федюхины высоты» открылся для ежедневного посещения

В Севастополе появился новый туристический объект (подробности)